Бизнес-статьи » Делегирование ответственности и полномочий


15 мая 2013 от business
delegirovanie_otvetstvennosti_i_polnomochii.jpg (10.01 Kb)Делегированием полномочий называется передача ответственности подчиненному за выполнение какого-либо задания, соответствующего уровню его квалификации. При этом задача руководителя так распределить задачи среди подчиненных, чтобы поставленная цель была достигнута в короткий срок и с максимальными результатами.

Оценкой работы управляющего может являться его способность делегирования ответственности и полномочий.

Почему делегирование ответственности необходимо:

эффективное развитие бизнеса требует пристального внимания руководителя к основным задачам и проектам. Если таких задач много, контроль за их выполнением будет отнимать много времени, что не лучшим образом скажется на продуктивности работы руководителя. Менеджеру необходимо владеть умением отличать ключевые вопросы от второстепенных, и поручать решение последних своим подчиненным;

делегирование полномочий недавно пришедшим в организацию сотрудникам ведет к созданию профессионального кадрового резерва;

делегирование полномочий может служить своего рода проверкой психологического климата в рабочих группах;

грамотное делегирование задач является нематериальным стимулом для сотрудников, так демонстрирует доверие руководителя.

Надо заметить, что сотрудники более низких ступеней предприятия значительно лучше видят проблемы, поэтому делегирование ответственности за их решение приведет к эффективным результатам.

Как правильно делегировать ответственность и полномочия.

Уровень квалификации сотрудника должен соответствовать сложности порученного ему задания.

Не следует поручать сложные задания сотрудникам, недавно работающим в организации. Если подчиненный еще не сталкивался с подобными проектами, дайте ему помощника для выполнения поставленной задачи.

Необходимо ориентироваться на уровень загруженности подчиненного. При выполнении множества проектов человек не способен справиться со всеми одинаково хорошо.

Принимайте во внимание работоспособность и стрессоустойчивость работника. Оптимальный выбор — сотрудник, заинтересованный в достижении результата.

Основные принципы делегирования:

1. В первую очередь необходимо указать конечную цель, над достижением которой предстоит трудиться вашим подчиненным, и показать выгоду от ее достижения для каждого сотрудника.
2. Четко оговорите временные рамки достижения конечного результата, границы ответственности и уровень допустимой инициативы.
3. Главный принцип общения при делегировании ответственности — сотрудничество и обсуждение, а не управление.
4. Определите уровень ответственности каждого сотрудника и необходимый для выполнения задания объем поступающей к нему информации.
5. Задание лучше поручать сотрудникам низшего звена — они, как правило, предлагают более эффективные варианты решения задач.
6. Одним из принципов делегирования является безусловная поддержка со стороны линейного руководителя.
7. Полномочия подчиненных должны быть четко озвучены и доведены до каждого исполнителя.
8. Делегирование ответственности и полномочий должно осуществляться постепенно. Наряду с рутинными заданиями должны присутствовать задачи, требующие творческого подхода.
9. Попытки возврата полномочий должны сразу пресекаться. Объясните сотрудникам, что все задания направлены на повышение их профессионального уровня, и должны решаться собственными силами.
10. Мотивируйте подчиненных на достижение конечного результата. Независимо от размера вознаграждения, подчеркивайте вклад каждого в развитие бизнеса.

Следуя этим правилам делегирования, вы сможете избежать ситуаций «аврала» при решении производственных задач.

Конечно, существуют полномочия, делегировать которые было бы ошибкой:

• генеральное планирование;
• решения по приему и увольнению персонала;
• объявление благодарности сотрудникам от лица компании;
• конфиденциальные и особо важные дела.

Профессиональный менеджер рассматривает делегирование ответственности и полномочий как возможность грамотного распределения задач для повышения эффективности работы организации.