Бизнес-статьи » Делегирование полномочий (советы) 5 марта 2013 от business |
Делегирование полномочий, или передача части задач подчиненным, очень важное умение для руководителя. Несмотря на то, что подчиненные не всегда с радостью стремятся выполнить порученные им задания, делегирование полномочий будет полезно обеим сторонам. Прежде всего руководителю следует понимать, какие задачи стоит выполнять самостоятельно, а что может быть поручено другим. Итак, руководителю не стоит бояться делегирования полномочий в следующих бизнес-процессах — рутинная работа (письма, звонки и т. д.); специализированные производственные процессы; частные вопросы, которые могут быть решены без участия руководителя; подготовительные работы; долгосрочные проекты. Однако делегирование полномочий руководителя должно осуществляться грамотно — следует поручать сотрудникам не только рутинную работу, но и ответственные задания для поддержания чувства собственной значимости. Но существуют ситуации, когда делегирования полномочий следует избегать — это постановка целей для организации и срочные задачи, ответственность за решение которых лежит на руководителе. Этапы делегирования полномочий Делегирование полномочий предполагает предварительную подготовку сотрудников, которая включает в себя следующие этапы: • разъяснение сути задания, цели деятельности и ожидаемых результатов; • определение формы отчетности — презентация, доклад и др.; • установление сроков сдачи работы; • объяснение сотрудникам, что делегирование полномочий наделяет их ответственностью; • предоставление дополнительных ресурсов на период выполнения задания (денежные средства, служебный транспорт и т. д.); • объявление вознаграждения за успешно выполненную работу; • поддерживающие и мотивирующие слова сотрудникам. Требования к подчиненным Конечно, для делегирования полномочий руководителя подходит не каждый сотрудник. Именно правильный выбор сотрудников определяет эффективность делегирования полномочий. Подчиненные, которым могут быть поручены важные задачи, должны удовлетворять следующим требованиям: • квалификация сотрудника должна соответствовать выполняемому проекту; • сотрудник должен иметь опыт решения подобных задач, т. к. делегирование полномочий предполагает и разделение ответственности за результат; • объем текущей занятости должен позволять сотруднику взяться еще за один проект; • для делегирования полномочий следует выбирать целеустремленных, стрессоустойчивых, самостоятельных сотрудников; • интерес сотрудника к выполняемому заданию. Делегирование полномочий руководителя Понятие делегирование полномочий не означает полную отстраненность руководителя от проекта — процесс должен быть контролируемым. Существуют определенные рекомендации, в каких направлениях действовать руководителю: • следует обозначить сотрудникам сроки выполнения заданий, чтобы проект не затягивался; • координировать действия сотрудников можно различными способами: давать рекомендации на основных этапах деятельности или наоборот, требовать отчета о выполненной работе через определенный промежуток времени; • мотивировать сотрудников материальными стимулами или дополнительными днями отдыха; • делегирование полномочий должно сопровождаться консультированием сотрудников, ответами на возникающие вопросы, готовностью поддерживать обратную связь и реагировать на все возникающие проблемы; • нельзя допускать дальнейшего делегирования полномочий и перекладывания ответственности на других сотрудников. Одним из важнейших условий возможности делегирования полномочий является положительная обстановка в коллективе, доброжелательность сотрудников друг к другу. |