Бизнес-статьи » Деловое общение: виды и формы 4 июля 2013 от business |
Процесс речевого взаимодействия в целях обмена знаниями и опытом для достижения определенного результата, реализации обсуждаемой идеи или решения конкретной проблемы называют деловым общением. Деловое общение может быть прямым и косвенным. Прямое деловое общение предусматривает непосредственный словесный контакт, в то время как при косвенном деловом общении партнеров разделяет временная или пространственная дистанция. Результативность прямого общения, как правило, выше, так как этот вид делового общения позволяет использовать и вербальные, и невербальные сигналы, а также другие социально-психологические методы. Деловое общение отличается от личного наличием цели переговоров и задач, которые требуют решения. И если дружеский разговор может быть прекращен в любой момент, то время деловых переговоров обычно регламентировано. Существуют различные формы делового общения: • беседа между уполномоченными представителями организаций с целью решения проблем или установления партнерских отношений; • переговоры — наиболее часто используемая разновидность делового общения с целью принятия взаимовыгодных решений; • совещание — форма делового общения, используемая при необходимости коллективного обсуждения поставленных задач; • публичное выступление — разновидность делового общения, при которой оратор передает информацию широкой аудитории. Все эти виды делового общения в той или иной степени применяются в бизнес-процессах и при необходимости могут быть совмещены. Но основной формой делового общения остаются переговоры, поэтому рассмотрим подробнее этапы деловых переговоров: • анализ — этап информационной подготовки к переговорам (сбор необходимых данных, их структуризация и группировка; определение степени значимости проблемы или задачи для партнеров обеих сторон); • планирование — предварительный поиск путей решения предназначенных для обсуждения задач; • дискуссия — непосредственное обсуждение идей, определение точек соприкосновения партнеров, принятие решения с учетом взаимных интересов. Независимо от вида делового общения в процессе его ведения должны учитываться следующие принципы: • установление партнерских отношений и взаимное уважение; • тщательная предварительная подготовка и организация деловых переговоров; • соблюдение норм этикета в процессе ведения деловых переговоров; • способность предусмотреть и устранить возникновение негативных факторов в процессе делового общения. |