|
Бизнес-статьи » Две теории мотивации сотрудников и 9 рекомендаций 18 декабря 2014 от business |
|
• Пирамида Маслоу – согласно данной теории, существуют определенные ступени потребностей человека. Пока человек в полной мере не удовлетворит личные нужды более низкого уровня, он не сможет мотивировать себя для достижения потребностей более высокого уровня. Другая трактовка модели предполагает, что существующие уровни потребности могут не следовать друг за другом. В любое случае, человеческие потребности могут быть материальными и нематериальными. Мотивация сотрудников, может быть ориентирована на любой уровень пирамиды Маслоу.
Теория мотивации сотрудников Херцберга, является более интересной. Психолог поделил все факторы, которые влияют на поведение человека, на: • Мотивационные – это приятные неожиданности. К примеру, если работник не ожидает получить корпоративное авто, он по этому поводу не испытывает никаких эмоций. Однако если ему пообещать новую Ауди за отличную работу, это станет позитивной мотивацией. В таком случае, работник будет счастлив, в тот момент, когда получит машину. • Гигиенические – это то, что воспринимается человеком, как неотъемлемая часть его жизни. К примеру, зарплата. Получая ежемесячно свой оклад, он не испытывает эмоций, так как это его законные деньги. Однако если задержать з/п, то работник ощутит негодование. Другими словами, гигиенические факторы не способны мотивировать сотрудников, а их отсутствие вызывает демотивацию. Если систематически использовать одинаковый мотивационный фактор, рано или поздно он перестанет восприниматься человеком, как мотиватор, к примеру, выдача ежемесячной премии. Ведь то, что человек имеет каждый месяц, переходит в раздел гигиенических факторов. В итоге, чтобы добиться от подчиненных эффективной работы, руководителям следует постоянно обновлять мотивационные инструменты, которые можно классифицировать на 2 категории: • Нематериальные (моральная выгода, неизмеримая в деньгах) или материальные – (выгода в денежном или материальном эквиваленте). • Внешние (ситуации, которые создают определенные нужды) и внутренние (человеческие потребности).
Мотивация сотрудников – 9 рекомендаций 1. Премии, бонусы. Самый популярный мотивационный инструмент. Он эффективно работает для всех типов людей, пока не станет гигиеническим фактором. 2. Компенсационный пакет. Корпоративная машина, оплата мобильного телефона, медицинская страховка. Эти мотивационные инструменты, так же быстро могут стать гигиеническими факторами. 3. Нематериальные поощрения. Публичная похвала на собрании, дипломы, доска почета. Главное преимущество данного мотивационного инструмента, заключается в том, что он крайне редко переходит в разряд гигиенических факторов. 4. Порицания. Управленческая наука строго запрещает публичные порицания работников. Порицание может существовать в качестве стимуляции работников, однако оно должно быть личным. 5. Корпоративные мероприятия. Данный мотивационный инструмент всегда актуален, только не стоит с ним переусердствовать. 6. Корпоративное обучение. Позволяет сплотить коллектив, а также удержать ценного работника, не поднимая ему оклад.
7. Полевой тренинг, коучинг. Индивидуальная работа руководителя с сотрудником, играет важную роль в мотивации персонала. Забота, внимание, наставничество – повышает эффективность подчиненных. 8. Расширение полномочий. Данный инструмент довольно эффективен по отношению к амбициозным работникам. 9. Соревнование сотрудников. Результативный инструмент внешней мотивации. Его можно совмещать с бонусами, однако это не есть обязательным. Поощрением победите может стать грамота или похвала на собрании. Резюмируя вышесказанное, мы рассмотрели две теории мотивации сотрудников и 9 рекомендаций, выберете из них те, которые предпочтительней для вашего коллектива, помните, что они требуют регулярного обновления. |