Бизнес-статьи » Этапы жизненного цикла товара (стадии)


25 января 2013 от business
etapy_zhiznennogo_cikla_tovara_stadii.jpeg (7.4 Kb)Маркетологи исследуют свойства товаров, их особенности, и их интересуют этапы жизненного цикла товара. Любой товар имеет свой цикл жизнедеятельности, как и любой живой организм. Он рождается, живет и умирает.

Жизненный цикл товара считается с момента его первоначального появления на рынке и до прекращения его реализации. Состоит она из таких стадий:

- Разработка товара. Жизненный цикл товара начинается с разработки его дизайна и содержания специалистами.

- Стадия внедрения и испытания. В это время рост продаж почти невозможен, прибыль от продаж отсутствует, надо стимулировать сбыт. В это время покупатели еще не знают новый товар, и, следовательно, относятся к нему с недоверием. Сильную конкуренцию составляют товары-заменители.

- Стадия развития и роста товара. Она характеризуется увеличением роста продаж товара и увеличением доходов от его реализации. На этом этапе покупатели обращаются к товару все чаще и покупают его все охотнее, жизненный цикл товара становится все более развернутым, издержки производства снижаются, у товара формируется положительный образ. Теперь можно создавать различные модификации товара;

- Этап зрелости. Стадии жизненного цикла товара последовательно идут одна за другой. На этапе зрелости объемы продаж стабилизируются, товар уже не нуждается в такой рекламе, как до того, уровень проникновения на рынок довольно высок. Прибыль достигает самой высокой точки и начинает снижаться. Большинство потенциальных покупателей этот товар уже восприняли, и теперь его продажи начинают снижаться. На этом этапе надо искать новые рыночные ниши.

- Этап упадка. Жизненный цикл товара завершается. Товар постепенно «стареет» на рынке. Нужно либо расширять ассортимент товара на рынке, либо создавать новый товар. Кроме того, с данным товаром можно пойти на другие географические рынки. Объемы продаж снижаются, прибыль падает.

Стадии жизненного цикла товара могут меняться местами, одна из них может опускаться. Важно при этом учитывать поведение покупателей. Так, на стадии введения товара на рынок товар покупают 2-3 процента потребителей, что, конечно, не обеспечивает рост продаж. Самые высокие продажи обеспечивают те покупатели, которые приобретают товар на стадии его зрелости.

Продолжительность жизненного цикла у всех товаров разная. На каждой стадии нужно подбирать разные маркетинговые инструменты. Маркетолог должен создать модель жизненного цикла товара, чтобы было понятнее развитие и продвижение товара. На основе модели жизненного цикла товара можно узнать динамику развития товара, руководство компании может знать, как ему реагировать на изменения окружающей среды в отношении товара. Если правильно спрогнозировать этапы жизненного цикла товара, то это поможет предсказать будущее предприятия, лучше подготовиться к изменениям, скоординировать все действия разных звеньев предприятия. На основе этого можно планировать стратегии дальнейшего развития.