|
Бизнес-статьи » Порядок проведения налоговых проверок 12 января 2013 от business |
|
В первую очередь в план выездных налоговых проверок включаются организации-налогоплательщики, в отношении которых в налоговые органы поступала информация об участии их в различных схемах ухода от уплаты налогов, а также в схемах минимизации налогообложения. Такие сведения органы налогового контроля могут получить от органов власти (государственной и местной), правоохранительных органов по ходу мероприятий оперативно-розыскного характера, а также по результатам проведения самостоятельного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Причем в случае необходимости может состояться совместное проведение налоговых проверок с правоохранительными органами. Практика показывает, что в основном под выездные налоговые проверки попадают организации, сотрудничающие с проблемными контрагентами, что для органов налогового контроля является поводом предполагать необоснованное получение налоговой выгоды. Основанием для квалификации контрагента как проблемного, а следовательно, приоритетного проведения налоговых проверок, являются следующие признаки: - отсутствие непосредственных контактов руководства компании-покупателя и компании-поставщика при обсуждении условий и подписании договоров; - отсутствие копий документов, удостоверяющих личность руководителя компании-контрагента и документов, подтверждающих его полномочия; - отсутствие информации о физическом адресе контрагента, а также производственных, складских и торговых помещений; - отсутствие рекомендаций партнеров, сайта контрагента, рекламы в СМИ и т. п.; - отсутствие сведений о государственной регистрации в ЕГРЮЛ. Повышают вероятность проведения налоговых проверок следующие одновременно присутствующие обстоятельства: - контрагент при наличии вышеуказанных признаков является посредником; - в общей сумме затрат налогоплательщика значительная доля расходов приходится на сделки с проблемными контрагентами, причем отсутствуют как экономическое обоснование целесообразности сделок, так и положительный экономический эффект от их проведения; - присутствие в договорах нарушений правил делового оборота — отсрочки платежа, отсутствие предоплаты при крупных поставках, расчеты через третьих лиц и т. п.; - отсутствие документального подтверждения выполнения контрагентом условий договора Учитывая, что налогоплательщиком могут применяться такие схемы уклонения от налогообложения, которые исключают прямые контакты с проблемными контрагентами, органы налогового котроля при анализе деятельности организации и принятии решения о налоговых проверках используют и косвенные критерии участия в уклонении от уплаты налогов. Вот некоторые из них: - показатель доли вычетов по НДС от начисленного налога равен или превышает 89% за 1 год. Вероятнее всего руководитель и главный бухгалтер организации будут вызваны в комиссию по НДС, где получат предупреждение. В случае, если ситуация останется прежней, организация будет включена в план налоговых проверок; - темп роста расходов превышает темп роста доходов от реализации товаров или услуг; - заработная плата, выплачиваемая работникам, ниже среднего уровня в субъекте РФ; - налоговая «миграция» в связи с изменением физического местоположения налогоплательщика. Существует определенный порядок проведения налоговых проверок. Его основные моменты перечислены ниже: - Налоговая проверка должна быть проведена не позднее 2 месяцев с момента принятия решения о ее проведении (продление 4-6 месяцев). - Справка о проведенной проверке составляется и вручается по ее окончании. - Акт налоговой проверки должен быть составлен в течение 2-х месяцев со дня составления Справки. Возражения по Акту принимаются в течение 15 дней. - На решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля предоставляется не более 1 месяца. - Вручение решения по материалам налоговой проверки должно состояться в течение 5 дней с момента его вынесения. - Решение вступает в силу через 10 дней после его вручения. - Выставление Требования об уплате налога, штрафа, пеней осуществляется в течение 10 дней с даты вступления в силу Решения. - Требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней после его получения. - Иск налогового органа в суд о взыскании налога подается в течение 6 месяцев по истечении срока исполнения требования. Более точно и подробно порядок проведения налоговых проверок указан в Налоговом Кодексе РФ. |