|
Бизнес-статьи » Построение прибыльных бизнес моделей 23 декабря 2013 от business |
|
В современных условиях построение прибыльных бизнес-моделей начинается с выявления предпочтений потребителя, определения прибыльных ниш бизнеса и способов получения прибыли. Затем разрабатываются методы увеличения прибыльности и защиты от конкурентов. Идея создания бизнес-моделей была предложена в 2004 году в работе авторов Моррисона и Сливотски «Маркетинг со скоростью мысли». Основными составляющими при разработке бизнес-моделей являются: • выбор потенциальных клиентов (какие категории будут влиять на стоимость компании в большей степени?); • выбор продукции или видов услуг (что будет продаваться наиболее активно, какие услуги компания может оказывать самостоятельно, а какие — отдать на аутсорсинг?); • уникальное торговое предложение (УТП) и конкуренция (выгодное отличие выбранного продукта, методы его позиционирования и определение основных конкурентов); • поддержание ценности товара или услуг. Основные этапы разработки бизнес-модели: Поиск прибыльных бизнес-идей или разработка собственных с учетом предварительного анализа зон рынка. Разработка модели получения прибыли путем исследования структуры и предпочтений потребителей. Дифференциация продукта (инновационность, свойства, преимущества, цена). Создание уникальных предложений после изучения продукции конкурентов. Разработка бренда и имиджа. Разработка эффективных потоков продукта, услуг, информации, результатов. В зависимости от мест концентрации потребителей разрабатываются каналы поставки продукции. Создание защиты зоны прибыли. Любая прибыльная бизнес-модель должны иметь точки стратегической защиты от конкурентов для обеспечения роста прибыли. Определение масштабов деятельности компании и выбор профессиональных исполнителей на каждом этапе развития бизнеса. В успешной бизнес-модели должны в равной степени сочетаться производственная, логистическая и маркетинговая составляющие. В качестве примеров можно рассматривать следующие прибыльные бизнес-модели: • Модель на базе фактического стандарта. В сфере выпуска оргтехники производственная цепочка может состоять из выпуска компьютеров, разработки операционных систем и различных приложений. Логистические задачи — управление темпом развития инноваций в зависимости от количества участников. Маркетинговая составляющая — спрос потребителей и разработчики приложений влияет на объем выпускаемого оборудования. • Бизнес-модель «коммутатор». Может быть использована в таких видах бизнеса, где большое количество продавцов постоянно взаимодействует с большим количеством покупателей. В этом случае снизить издержки помогает создание единого центра взаимодействия (посредника), присоединив покупателей и продавцов к одному каналу коммуникации. • Бизнес-модель на базе потребительских решений. Основной продукт позиционируется как комплекс для решения множества задач клиентов, и изготовитель берет на себя обязанности по настройке, оптимизации, доставке, предоставлению информации. • Бизнес-модель, в основе которой лежит пирамида продукции. Ассортимент формируется в соответствии с предпочтениями и возможностями клиентов. Основание пирамиды — массовые товары или услуги, вершина — элитный штучный товар для самых требовательных потребителей. • Модель бизнеса, основанная на получении прибыли путем многократного использования продукта. • Прибыльная бизнес-модель, основанная на создании обособленных предприятий, максимально приближенным к клиентам при развитии бизнеса и увеличении его масштабов. • Модель бизнеса, базирующаяся на удовлетворении особых потребностей клиентов. К примеру, доставка товаров на дом и высокий уровень постпродажного обслуживания, организованные компанией «Dell». • Акцент на аутсорсинг может стать удачным решением для построения прибыльной бизнес-модели. Наглядно это можно увидеть на примере компании «Nikе», которая всю свою обувь производит в Юго-Восточной Азии. Для построения прибыльных бизнес-моделей необходимо учитывать составляющие, которые оказывают основное влияние на будущую прибыль: потенциальные клиенты; потребности потребителей, мониторинг предпочтений клиентов и моментов смены потребностей в тех или иных товарах и услугах; продукт, его качество и свойства; зона прибыли, поиск способов входа в эту зону и поддержания должного уровня прибыли. |