|
Психология » Правила конструктивной критики 8 апреля 2013 от business |
|
• акцентируйте свое внимание на конструктивных предложениях, а не на обвинении; • хвалить необходимо публично, а критиковать наедине; • конструктивная критика подразумевает внимательное отношение к точке зрения и предложениям партнера; • согласно правилам конструктивной критики следует проявлять уважение к мнению партнера и предоставляемым им фактам; • разговор следует вести в спокойном и доброжелательном тоне. Начинайте беседу с вопросов, мнения по которым не вызывают у вас разногласий; • правила конструктивной критики предлагают сначала искренне похвалить собеседника, и только затем критиковать; • не указывайте на ошибки прямо, сделайте это в косвенной форме; • применяйте критику - «рикошет», рассуждая о поступках абстрактного человека; • не навязывайте свое мнение, высказывайте его в порядке обсуждения; • не повышайте голос, не используйте фразу «Сколько раз я уже вам говорил» - это некорректные приемы усиления аргументации; • правила конструктивной критики предусматривают предоставление психологических пауз собеседнику. Не настаивайте на принятии вашей точки зрения и немедленном признании ошибок; • если ошиблись вы, признайте это немедленно; • конструктивная критика подразумевает самокритику. Вспомните и признайте собственные ошибки, и самолюбие критикуемого не будет задето; • представьте недостаток таким образом, будто его легко исправить, помогите найти выход из создавшейся ситуации; • конструктивная критика — это критика поступков, а не человека. Существуют различные формы конструктивной критики: • Ободряющая. «В этот раз получилось не все. Дальше будет только лучше»; • Критика-упрек. «Жаль, я так рассчитывал на вас»; • Критика-надежда. «Я надеюсь, в следующий раз все получится»; • Аналогия. «И я в свое время допускал(а) те же ошибки»; • Похвала. «Работа выполнена хорошо, но не в полном объеме»; • Сопереживание. «Я вас очень хорошо понимаю, но тем не менее работа должна быть выполнена»; • Сожаление. «К сожалению, я должен отметить ненадлежащее качество работы»; • Замечание. «Это выполнено неправильно, в следующий раз предварительно посоветуйтесь»; • Требование. «Переделайте работу!»; • Опасение. «Боюсь, что в следующий раз я не смогу доверить вам такую работу»; • Конструктивная критика. «Работа выполнена неверно. Как вы намерены это исправить?» Критика полезна только в том случае, когда человек способен ее правильно воспринимать. Принцип правильного восприятия критики — любое выполненное дело может быть сделано лучше. Первый этап правильного восприятия критики — ее признание, второй — осмысленное рассуждение с точки зрения пользы, третий — исправление ошибки, четвертый — обеспечение условий, исключающих повторение ошибки. У критикуемого есть право отстаивать свое мнение, но не допускается искажение фактов в целях оправдания. Лучший ответ на критику — обязательства по исправлению сложившейся ситуации с указанием конкретных сроков и ресурсов. Правила конструктивной критики наделяют все участников обсуждения проблемы одинаковыми правами. |