|
Бизнес-статьи » Повышение конкурентоспособности предприятия 1 февраля 2013 от business |
|
Возрастание открытости экономики России и глобализация делают повышение конкурентоспособности особо значимыми задачами. В условиях интеграции рынков российским предприятиям приходится конкурировать с иностранными компаниями даже на своем рынке. Россия заняла лишь 66-е место среди 142 государств в рейтинге конкурентоспособности 2011-2012 годов (годом ранее это была 63-я позиция, а в 2009 году — 51-е). На сегодняшний день уровень конкурентоспособности нашей страны ниже Панамы, Турции, Черногории, Мексики, Вьетнама. К тому же Россия считается одной из наиболее пострадавших в период экономического кризиса. Практика показала, что большинство отечественных предприятий не готовы к борьбе за повышение конкурентоспособности по причине недоработок в построении систем обеспечения конкурентоспособности и отсутствия эффективных механизмов реагирования на колебания внешней и внутренней среды. Повышение конкурентоспособности экономики России, и в частности, российских предприятий специалисты связывают с инновациями, без которых мировая конкурентоспособность невозможна. Движение российской экономики по пути инновационного развития требует решения сложных задач, связанных друг с другом: • создание условий для обеспечения инновационного потенциала организации — эта задача решается внутри предприятия; • создание условий для реализации этого потенциала, что требует развития внешнего институционального обеспечения, в частности, экономических знаний. Повышение конкурентоспособности предприятия означает способность организации так направлять свои ресурсы, чтобы повысить свою привлекательность в глазах клиентов, инвесторов и поставщиков, сохранив при этом устойчивое финансовое положение. Формирование инновационного потенциала — это целый комплекс задач: 1. выбор инновационного продукта; 2. организация технологии и процесса производства этого продукта; 3. выбор разработчиков и специалистов по внедрению инноваций; 4. определение источников финансирования. В процессе разработки системы формирования инновационного капитала предприятие решает задачи, которые требуют интеллектуализации управления, и наилучшим образом этому соответствует когнитивное моделирование. Базой для повышения конкурентоспособности предприятия является преобразование инновационного потенциала в инновационный капитал. Исследования и экономический анализ показали, что для повышения конкурентоспособности предприятия наиболее удачной моделью управления является система принятия упреждающих управленческих решений. |