Оценка конкурентоспособности услуг (товаров) осуществляется на базе всестороннего изучения рынка с помощью современных методов маркетинга. Это дает возможность не только определить так называемый «идеальный» образец, но и адекватно оценить положение исследуемой услуги на рынке по сравнению с аналогичными товарами или услугами.
Конкурентоспособность — это преимущество услуги на рынке, свойство, которое способствует ее продвижению в конкурентной среде.
Конкурентоспособность услуг является рыночной категорией, отражающей конкурентность рынка, а это одно из самых важных его свойств. Качество услуги может оставаться неизменным, а вот конкурентоспособность при этом меняться в зависимости от разных факторов, влияющих на способность услуги конкурировать.
Оценка конкурентоспособности услуги включает в себя проработку следующих вопросов:
• выявление потребностей потенциальных клиентов;
• исследование рынка с целью получения данных о конкурентах, а также способах продвижения услуги;
• разработка единого стандарта уровня качества для производителей и потребителей;
• установка взаимосвязей между факторами, влияющими на конкурентоспособность услуги;
• формирование системы показателей, позволяющих оценить конкурентоспособность, а также разработка
методов и алгоритмов для подсчета этих показателей.
Основные процессы при определении способности услуги конкурировать — изучение рыночной среды и исследование позиции конкурентов.
Само понятие «конкурент» очень объемное, и рассматривать его можно с нескольких позиций.
В качестве конкурента следует рассматривать предприятия, учреждения, фирмы, предоставляющие услуги, подобные вашим, по аналогичным ценам.
Круг конкурентов расширяют фирмы и организации, которые оказывают похожие услуги, даже по другим ценам и на других условиях.
Конкурентом может считаться и любое предприятие, которое производит продукцию, способную удовлетворить ту же потребность клиента, что и ваши услуги. К примеру, в сфере образования конкурентами образовательных учреждений могут выступать производители видео-, аудио- и печатных учебных пособий.
Так как
конкурентоспособность — относительное понятие, говорить о ней можно лишь в сравнении. Объектом сравнения становится или потребность клиента или образец (аналогичный продукт с максимальным объемом продаж). Конкурентоспособность услуг оценивается путем сравнения определенных параметров (классификационных, нормативных, конструктивных, эргономических, экологических, эстетических) изучаемой услуги (товара) с параметрами образца.
Если параметры не имеют физической меры характеристики оцениваются в баллах.
Для оценки конкурентоспособности услуг также может применяться рейтинг — инструмент оценки участников рынка относительно друг друга.