|
Психология » Вербальные и невербальные средства общения (практика) 13 мая 2013 от business |
|
Речь относится к вербальным средствам общения. Каждый человек использует в течение дня разнообразные речевые тексты в зависимости от своих намерений — сообщить какую-то информацию, что-либо узнать, высказать отношение у происходящему и т.д. Речевая деятельность ежедневно используется при общении. Различают следующие виды речевой деятельности: • разговор; • слушание; • чтение; • письмо. С точки зрения культурного и социального статуса вербальные средства общения могут быть литературными и не литературными. Главный признак литературной формы языкового общения — устойчивые формы. Не литературные формы общения — это просторечие, территориальный диалект, нецензурные выражения. Вербальные средства общения применяются в двух формах — устной (звучащая речь) и письменной. Невербальные средства общения — это позы, мимика, расположение тела в пространстве, взгляд, жесты, являющиеся средством передачи информации. Невербальные средства общения представляют наибольший интерес для психологии общения. Основные невербальные средства общения: • кинестика — внешнее проявление эмоций и чувств; • такесика — различного рода прикосновения; • проксемика — установка зоны комфортного общения; • экстралингвистика — паузы и различные звуковые проявления (смех, кашель, громкий вздох, плач); • просодика — тембр, скорость речи и т.д. Кинестика в свою очередь включает в себя такие виды общения, как жестика, мимика, пантомимика. Жесты — это движения головы и рук. Среди множества жестов в разных культурах можно выделить общие: • средства коммуникации — жесты приветствия или прощания, утвердительные, вопросительные или отрицательные жесты и т.д.; • жесты для выражения отношения и оценки — доверия или недоверия, одобрения и т.д.; • описательные жесты, применяемые только в контексте разговора. Мимика — это движение лицевых мышц. Выделяется шесть основных эмоциональных состояний, выражаемых мимикой — радость, удивление, страх, печаль, гнев, отвращение. Визуальный контакт с собеседником является не менее важным средством коммуникации. Взгляд, обращенный к говорящему, показывает заинтересованность в разговоре и помогает сосредоточиться на смысле сказанного. Взгляд может быть: • деловым — направлен на верхнюю часть лица собеседника (область лба); • социальным — сконцентрирован в зоне между ртом и глазами, придает общению непринужденную атмосферу; • интимным — направлен ниже лица — в область ключицы; • взгляд искоса показывает заинтересованность (слегка поднятые брови и улыбка) или враждебность (лоб нахмурен, уголки губ опущены). Пантомимика — это положение тела в пространстве и походка. Походка человека может рассказать о его самочувствии, эмоциональном состоянии в данный момент, возрасте, чертах характера. У человека, испытывающего гнев или ярость, походка «тяжелая», а у радостного и счастливого человека - «легкая». Уверенный в себе человек ходит быстро, размахивая при этом руками; критично настроенные и скрытые люди держат руки в карманах. Если во время беседы человек скрещивает руки на груди или ноги, это может говорить о его закрытости, недоверии, критике. Он усвоит и воспримет не более двух третей предложенной ему информации. Чтобы вывести человека из такой позы, можно предложить ему что-либо подержать или посмотреть. Когда корпус тела, стопы и ладони направлены к собеседнику — это говорит о доверии, открытости, заинтересованности, психологическом комфорте. Чтобы добиться взаимопонимания в процессе общения, рекомендуется «отзеркаливать» положение тела вашего собеседника, т. е. копировать его позу. В зависимости от вида общения, степени близости собеседников, их статуса в процессе беседы могут использоваться различные прикосновения — поглаживания, объятия, рукопожатия, поцелуи. Рукопожатие — это жест, используемый с древних времен. Сейчас он стал привычным проявлением вежливости, а ранее говорил об открытости и безоружности. Рукопожатие может быть равноправным, доминирующим или покорным. Доминирующее рукопожатие (рука сверху) демонстрирует желание занять главенствующую позицию, а покорное, наоборот — отдать инициативу собеседнику. Жест «перчатка» (рукопожатие двумя руками, обхватывая ладонь собеседника) говорит о честности и открытости, но использоваться может только между хорошо знакомыми людьми. Рукопожатие прямой рукой или сжимание только кончиков пальцев говорит о том, что собеседник желает сохранить определенную дистанцию при общении. Что касается зон эффективного общения, выделяются четыре основных: • интимная (до 45 см) — для негромких доверительных разговоров. Внедрение в эту зону малознакомого человека вызывает ощущение угрозы; • личная (до 120 см) — для общения с друзьями; • социальная (до 400 см) — для официального общения, служебных переговоров, совещаний; • публичная (от 400 см) — для публичных выступлений, лекций, митингов и т. д. Речь можно отнести одновременно к вербальным и невербальным средствам общения. Экстралингвистические и просодические средства помогают почувствовать эмоциональное состояние говорящего, нужно только внимательно наблюдать за скоростью речи и интонацией. Общительные и уверенные в себе люди чаще меняют высоту голоса. Печаль и усталость можно различить в пониженных интонациях к концу предложения. Взволнованный, обеспокоенный чем-либо человек обычно говорит быстро. Такая же речь свойственна тому, кто желает убедить нас в чем-то или уговорить. Когда собеседник желает чем-то удивить, можно заметить сложность в подборе слов, их неоднократное повторение или неправильное произношение. Это может свидетельствовать и о попытке обмана. Когда человек испытывает страх, его голос «садится», звучит приглушенно, так как голосовые связки напряжены. Можно и наоборот, с помощью дыхания повлиять на эмоции — дышите медленно и глубоко, тогда настроение непроизвольно улучшится. Все мы используем вербальные и невербальные средства общения ежедневно, однако значительная часть информации (до 70%) воспринимается именно посредством эмоций и жестов. |