Бизнес-статьи » Делегирование полномочий (основные методы) 6 января 2013 от business |
В данной статье мы подробно и на доступном языке рассмотрим, что такое делегирование полномочий (основные методы), а также этапы, виды и принципы которым следует придерживаться. По сути, делегирование – это: - передача власти, задания, ответственности; - постановка перед кем-либо какой-то цели с обязательным предоставлением средств для ее исполнения и несение ответственности за ее исполнение; - долговременное распределение обязанностей; - не дополнительная работа, которая назначается для подчиненного; - не «отлынивание» от лишней работы. Делегирование полномочий в организации. Вертикальное делегирование – подразумевает передачу прав принимать решения вниз по структурным уровням управления. Горизонтальное делегирование – подразумевает передачу прав принимать решения подчиненный организации, которые не являются руководителями. Делегирование является эффективным управленческим приемом, который должен соблюдать определенные принципы: 1. Четкое знание требуемых действий и определения уровня исполнения; 2. Устанавливать временной отчет о результатах; 3. Коллектив обязан своевременно быть проинформирован, на кого распространяется власть делегирования. 4. Обеспечение подчиненных необходимой информацией 5. Оценивание сроков, а не методов достижения результатов 6. Предоставление подчиненным возможности самому выбирать делегируемые задания. Виды делегирования полномочий. Полное делегирование полномочий – это когда подчиненный несет полную ответственность за выполненную работы. В этом случае непосредственный начальник освобожден от работы. Ограниченное делегирование полномочий – это когда выполнение возложено на подчиненного, а ответственность за конечный итог несет вместе с руководителем. Нулевое делегирование полномочий – это когда подчиненный выполняет работу, а ответственность за итог возложена полностью на руководителя. Обратное делегирование полномочий – полученное задание, подчиненный перекладывает его полностью на руководителя. Различаются три этапа делегирования полномочий руководителя в управленческих структурах предприятий: Первый этап – это когда делегирование поддерживается на нулевом уровне , отчетность и нормирование детализированы, решения вырабатываются непосредственно централизованной структурой управления. Второй этап – это когда предусматривается коллективное обсуждение проблем, выработка решений в ходе коллективного обсуждения, выделение сфер управленческой деятельности, совместное обсуждение вариантов решений. Третий этап – это когда появляется понятие «запрета на вмешательство вышестоящего руководства». В третьем этапе делегирования полномочий руководителя предусматривает ограниченную область руководства только на ближайших уровнях подчинения. Мы рассмотрели делегирование полномочий (основные методы), а также три этапа, четыре вида и шесть принципов которым следует придерживаться. |