Согласно работам И.Л. Зеленковой и Е.В. Беляевой, существует
классификация нравственных типов личности, которая приоткрывает завесу на поступки людей и их мотивацию. Всего авторы описывают пять типов личности. Нередко случается, что в одном человеке может присутствовать смесь нескольких нравственных типов личности с преобладанием определенных черт. Так или иначе, все это отражается в человеческих проявлениях, которые позволяют личностно расти, развивать толерантность или недопустимость чего-либо.
Итак, классификация нравственных типов личности:
1. Потребительский тип личности относится к маломоральному типу, который достаточно часто распространен в современном обществе. В его представлении мораль заключается в достижении личностного счастья. Согласно примитивной схеме, можно сказать, что такой тип за хорошее поведение ожидает получить конфетку. Бескорыстные поступки у данного нравственного типа личности являются чем-то недостижимым.
Таким образом, данный тип личности стремится к счастью в одиночестве, но достигнув этой цели, начинает задумываться о том, что неплохо было бы иметь кого-то рядом, чтобы разделить это счастье с другими. Главный девиз данного типа личности заключается в том, что стремиться к счастью нужно до той степени, пока это не мешает другому. Иногда такие ограничения отсутствуют и тогда можно наблюдать агрессивное отношение к окружающим.
Чаще всего под «счастьем» данный тип личности понимает такие достижения как деньги, успех, слава, т.е. социальные ценности. Поэтому его отличает активность и деятельность, он может предлагать интересные идеи и прогрессивно преобразовывать окружающую действительность. На первый план у такой личности выходят поступки, а не мотивы.
Главным моральным правилом данного типа личности является вера в самого себя. А поскольку ситуации встречаются разные, то и правила морали могут быть относительными, что нередко доходит до полной безнравственности. Нередко такая личность ради собственных целей забывает о нормах порядочности и может с легкостью попирать права других.
Таким образом, за потребительским типом личности скрывается деятельный, активный человек, по своей природе предприниматель, прагматик по стилю мысли и жизнелюбивый по мироощущениям. Главной ценностью таких личностей является счастье, мотивом – польза, ориентацией социальность и активность.
2. Конформистский тип личности.
Основной ценностью данного типа является общность с окружающей средой. Для них родное село, класс, нация или просто знакомые представляют собой источник нравственных норм и представлений о мире. Если он находится в обществе с высокими требованиями к поведению человека, то он превратиться в прекрасно воспитанную личность. При этом вся эта идея держится на общественном мнении, когда каждый поступок на виду и обсуждается окружающими. Несоответствующее поведение тут же найдет отразиться санкциями: «отлучить от наследства», «не подавать руки». Мнение окружающих – это главное для данного типа личности. Мотивом считается утверждение быть как все и не выделяться из толпы. Именно при изобилии подобных личностей складываются мощные традиции, которые дают дополнительную поддержку нравам.
Чаще всего конформистский тип личности имел место в среде дворянства или крестьянства. Поведение обусловлено обычаями и сложившимися традициями, причем нравственная непохожесть всячески искореняется. Отличие конформистского типа от потребительского заключается в том, что первый стремится к похожести на себя, а второй уверен, что все люди одинаковые. Именно поэтому конформистский тип личности нетерпим к другим моральным системам, но достаточно снисходителен к разрушительным моментам внутри своей среды.
Таким образом, конформистский тип ратует за коллективное счастье, которое возможно только при преобладании традиций, желании поступать как все, ориентируясь на основы нравственности.
3. Аристократический тип личности.
Аристократизм считался достоинством, которое передается по наследству. В виду чего, такие личности находятся выше других и эту честь им нельзя уронить перед лицом окружающих. Даже, несмотря на все лишения, это чувство особенности никуда не уходит.
Отличительной чертой данного типа является чувство собственного достоинства, которое нельзя отнять. Оно может быть как у придворного, так и у рыцаря. Особенно часто этот тип личности встречается в творческой среде, поскольку такие личности считают себя вознесшимися над простыми смертными. Такой человек несет ответственность не перед общественностью, а только перед самим собой.
Мораль некоторых социальных групп находится в противоположной стороне от обыденных нравов эпохи. А сама личность данного типа нередко противопоставляет себя общественным правилам и нормам, что нередко идет в несогласии с совестью. Нередко такой тип бывает асоциален. Сам по себе аристократический тип личности основывается на автономии нравственной личности, что проявляется в свободе выбора и самозаконодательстве воли. Нередко внутренняя свобода такой личности делает ее равнодушной к нравам окружающей среды. Он пассивен в поведенческом отношении, поскольку постоянно пребывает в своем моральном мире. Отсюда прослеживается и снисходительность по отношению к другим.
Источником морали для аристократического типа личности является духовная традиция. В поступках такой тип придерживается достоинства, стараясь не уронить его. Мотивом всех действий является внутренний голос, которого надо слушаться, чтобы не уронить себя на дно. Именно поэтому к данному типу личности чаще всего относятся творческие люди.
Таким образом, главной ценностью аристократического типа является выбор быть самим собой и сосредоточенность на своем внутреннем мире, который диктует духовные традиции и идеалы. Отличительной особенностью данного типа личности является общественная пассивность, равнодушие и толерантность.
4. Героический тип личности.
Герой, в отличие от пассивного аристократа, всегда активен и идет на борьбу с тем, что, по его мнению, не соответствует его нравственным нормам. Поскольку мир достаточно несправедлив, то герою приходится сражаться со всеми. Но его эта участь не смущает, поскольку, чем больше врагов, тем больше задор. Поскольку герой борется против злых, значит от добрый. Но в этом может заключаться и проблема, поскольку герой может бороться просто ради борьбы. Поэтому очень важно сохранять идею. Отсюда следует, что героический тип личности является самым идейным из всех типов. Идея является главным мотивом поведения. При этом герои не отличаются терпимостью.
Главной идеей героя является справедливость, которая является моральной ценностью данного типа. Смысл жизни и счастье постигаются в борьбе. Отсюда следует, что люди героического типа социально ориентированы, и служить обществу одно из их стремлений. Но направлен герой чаще всего на то общество, которое он представляет себе идеальным. А поскольку разница между существующим и должным существенна, то такой тип личности отличается обостренным чувством долга. Из всех типов личностей это самый моральный тип.
Нравственное развитие возможно только благодаря борьбе героев, которые постоянно в поиске новых путей для достижения своих целей. Обычно герой всегда «неудобен» и вносит дискомфорт в умы окружающих. Но он не всегда бывает прав, поскольку это зависит от той идеи, которой он следует. Как правило, идея героя всегда возвышенна и благородна, но если она противоположна, то в этом случае герой становится фанатиком и может разрушить основания нравственности, которые стремился поддерживать.
Несомненно, что люди данного типа отличаются благородством и если даже заблуждаются в чем-то, то делают это искренне. Убить героя можно, а вот уничтожить в нем мораль невозможно. Поэтому ее источник находится вне досягаемости земных властей.
Героический тип чаще всего встречается в среде социальных реформаторов.
Таким образом, главной ценностью героя является справедливость, поэтому занимает достаточно активную жизненную позицию, которая определяется высокоморальной ориентацией.
5. Религиозный тип личности.
К религиозному типу могут относиться атеисты, которые отличаются искренней верой во что-то. Дело в том, что религиозный тип следует определенным сводам правил, которые может диктовать как Бог, так и сами люди. Причем Бог понимается как моральный миропорядок в целом, от которого данный тип приобщается к тайне смысла жизни и переживает его.
Главной ценностью религиозного типа является смысл жизни, в котором все нормы и идеалы вторичны. На первый план выходит неслучайность пребывания в данном мире, которая проявляется в чувстве гармонии с окружающим миром и переходит в учение о предназначении человека. Учения могут быть как религиозные, так и личные (это больше касается атеистов), которые находят источник нравственности вне человека и общества. Таким образом, выходя за рамки человеческого, такие типы личности выходят за рамки морального. В отличие от героя, который стремится изменить мир, религиозные люди считают мир неизменным и стараются выйти сами за его пределы.
Нередко
религиозный тип людей раздражает окружающих своей отрешенностью от земных правил. Но даже, несмотря на всю отстраненность таких людей, они активны и деятельны в отношении других, причем, не имея под этим никакой личной выгоды. Своими поступками они как бы поддерживают высшие ценности в иерархии мира. Как правило, такие люди ведут простую жизнь неприхотливую в личном плане.
Естественно, что те, кто способен видеть в людях частицу Божественного, имеют безграничное терпение к людским слабостям. В этом есть понимание того, что плохие поступки чаще всего идут от душевной слабости, а злые мысли от глупости. У религиозных людей нет врагов. У них обострено чувство морального воззрения на окружающих.
Таким образом,
главной ценностью религиозного типа личности является смысл жизни, мотивом которого является любовь к ближнему и чувство единения с людьми и миром в целом. Это активная личность, мировоззрение которой выходит за рамки человеческих понятий, руководствуясь при этом ценностями высшего порядка.