Решив начать свой бизнес с франчайзинга, вам, прежде всего, придется
оформить договор франчайзинга. Нюансы составления не всегда понятны и доступны, но мы постараемся рассказать о них в этой статье.
Важно отметить, что в отечественное законодательство не содержит понятий «франшза», «франчайзинг» или «договор франчайзинга». Поэтому для сопровождения этих юридических действий руководствуются правилами оформления лицензии или договора коммерческой концессии. Последний больше соответствует франчайзингу по своему смыслу и содержанию. Итак, рассмотрим основные положения, которые должен содержать договор франчайзинга.
1. Предмет договора
Чтобы договор франчайзинга имел юридическую силу, в нем в обязательном порядке в первом пункте указывается предмет договора: те исключительные права, которые передаются правообладателем по франшизе (товарный знак, фирменное наименование, секрет производства коммерческое обозначение и т.д.).
2. Стороны договора.
Договор франчайзинга заключается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, которые должны быть указаны в разделе «Стороны договора».
3. Форма договора.
Заключить договор можно только в письменной форме. После подписания его сторонами – обязательно зарегистрировать в ФГУ ФИПС (Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам).
4. Роялти (вознаграждение).
В обязательном порядке договор франчайзинга должен закреплять порядок выплаты вознаграждения: разовые или периодические платежи от выручки, наценки или в другой форме.
5. Права и обязанности.
5.1. Правообладатель обязан:
- предоставить необходимую информацию и документацию;
- провести соответствующий инструктаж;
- зарегистрировать договор коммерческой концессии;
- предоставлять консультации, в том числе обеспечивать повышение квалификации сотрудников;
- контролировать качество конечного продукта.
5.2. Пользователь обязан:
- использовать товарный знак, коммерческое обозначение, знак обслуживания и т.д.;
- обеспечивать надлежащее качество конечного продукта;
- придерживаться инструкций и указаний правообладателя;
- обеспечивать надлежащее обслуживание клиентов;
- держать в секрете ноу-хау правообладателя;
- предоставить установленное договором количество субконцессий;
- информировать клиентов о том, что товар или услуга предоставляются по договору франчайзинга.
6. Ограничения прав сторон.
Стороны могут заключить договор, закрепив в нем не только указанные выше права и обязанности, но и другие необходимые ограничения. Важно, чтобы они не противоречили антимонопольному законодательству и ограничивали права одной из сторон в разумных пределах.
7. Срок действия договора.
Как и в любом другом случае заключить договор франчайзинга можно на определенный срок или без его указания. Если срок установлен, пользователь имеет первоочередное право на перезаключение договора в течение трех лет.
8. Изменение договора.
Франчайзинг, как и любой другой бизнес может изменяться в соответствии с внешними, независимыми обстоятельствами. Такие можно указать в соответствующем пункте договора.
9. Прекращение договора.
Если в договоре был указан срок его действия, то он теряет силу по истечению этого срока. Если же срок не был указан, отношения могут прекратиться по инициативе любой из сторон. Важно только предупредить другую сторону об этом не меньше, чем за 6 месяцев. Франчайзинг может быть прекращен и по другим независящим от сторон причинам (банкротство, смерть и т.д.).
10. Ответственность.
Заключить договор можно и без указания ответственности сторон, так как она закреплена в главе 25 ГК. Но законом разрешено отвести в договоре для этого отдельный раздел.
Нужно иметь соответствующие знания и опыт, чтобы идеально
оформить договор франчайзинга – нюансы составления многочисленны и разнообразны, но если сотрудничать с авторитетным брендом, проблем можно избежать.