Что такое педагогическая характеристика на ребенка? Это перечень его достоинств, особенностей характера и недостатков.
Характеристика на ребенка, учащегося в школе или другом учебном заведении, может понадобиться при переводе его в другой класс, в старшие классы или в другое учебное заведение. Ученики получают педагогическую характеристику, когда заканчивают обучение в школе и готовятся к поступлению в ВУЗ или колледж. Призывнику в армию также необходима характеристика.
Написать характеристику на ребенка могут потребовать и в полиции, если ребенок подозревается в преступлении, ставится на учет или на него заводится уголовное дело.
Т.е.
педагогическая характеристика на ребенка – такой же документ, что и резюме для поиска работы, но написана она учителем.
Педагогическая характеристика на ребенка включает в себя успехи в учебе, физическое и психическое развитие, отношения с одноклассниками и учителями.
Педагогическая и психологическая характеристики – разные вещи. Но в одном документе может содержаться и то, и другое.
В педагогическую характеристику входят:
1. Общие сведения об ученике: ФИО, возраст, в каком классе обучается, внешний вид, национальность, увлечения вне школы, семья (полная, неполная, многодетная);
2. Физическое и психическое развитие: соответствие возрасту по физическим параметрам, особенности физического развития, занятия спортом (если имеются) и его вид, общее состояние здоровья, вредные привычки (алкоголь, курение, наркотики);
3. Информация о семье: ее социальное положение, состав, образование родителей, условия проживания семьи, материальный достаток; в характеристику на ребенка также следует включить сведения о воспитании и климате в семье, то, как относится школьник к родителям и другим родственникам.
Написать характеристику на ребенка нужно с обязательным включением в нее следующих пунктов:
- интересы школьника: какие они, их глубина, увлеченность ребенка;
- интеллектуальное развитие: какая память ведущая (зрительная, слуховая), как быстро и полно происходит запоминание, мышление ребенка, концентрация внимания, способности к анализу, умеет ли ребенок находить необходимую информацию.
В педагогическую характеристику учитель должен включить особенности темперамента, волевые качества, коммуникабельность ученика. Характеристика на ребенка также обязательно должна иметь упоминание о самооценке школьника и ее уровне, стремлениях и надеждах ребенка. Морально-этические качества также находят в ней отражение. Заботлив ли, честен, справедлив ребенок или склонен ко лжи и предательству? Тактичен ли он? Как дружит с одноклассниками, крепка ли их дружба?
В заключение такой характеристики коротко подводится итог, обобщаются все качества ученика, влияющие на его жизнь и учебу, прописываются рекомендации по изменению поведения ученика и способы, с помощью которых можно это сделать.
Но
написать характеристику на ребенка – не значит ограничиться только одним этим разделом. Педагогическая характеристика немыслима без психологической. Такую характеристику должен дать психолог. Для ее составления проводится набор тестов для выявления тревожности, мотиваций и самооценки.
Если такая характеристика дается не в школе, а в профучилище, в нее добавляется склонность к изучаемому предмету и интерес к нему, развитие профессиональных навыков. Но и такой документ – тоже
педагогическая характеристика на ребенка, ведь составляется он преподавателем и по стандартному плану.