Главная Карта сайта Обратная связь RSS

Не допускайте этих ошибок при воспитании детей

24 марта 2021, просмотров: 5746, Раздел: М&Ж    

8875_oshibki_vospitaniya_detei.jpg (58.82 Kb)


Многие родители не задумываются о том, как внешние факторы влияют на малышей и позволяют себе много лишнего, если вы хотите чтобы ребёнок вырос психически и эмоционально устойчивым - не допускайте этих ошибок при воспитании детей. Выделим некоторые обстоятельства, которые оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребенка практически в ста процентах случаев:

• Резкое прекращение общения с родными и близкими людьми;
• Повышенная загруженность матери, когда ей приходится значительное время уделять трудовой деятельности, а на семью остается минимум;
• Недостаток общения в семье, воспитательных моментов, внимания малышу;
• Проблемы с финансовым состоянием семьи, или с жильем. Это также усложняет обстановку в семье, повышает напряженность и нервозность родителей, что чувствует ребенок.

Это конечно очень весомые обстоятельства, даже они не является ключевыми в основе нарушений личностного развития малыша или конфликта между детьми и родителями. Более значимой является неправильная стратегия формирования линии отношений между детьми и родителями, которая должна быть основана, прежде всего, на воспитательных моментах.

В психологии специалисты определили два типа воздействия на психологию ребенка со стороны родителей: то, как они контролируют его жизнь и то, как относятся к нему эмоционально. Если же какое-либо из этих воздействий нарушено, то это может стимулировать развитие личностных проблем у детей на весьма серьезном уровне.

Допустим, если ребенка не контролируют должным образом, но при этом позиционируют его, как центр всего происходящего, из него может вырасти изнеженный, заласканный и уступчивый человек, причем, склонный к истерикам и эгоизму. Если малыша постоянно контролируют, но при этом не проявляют практически никаких эмоций, это также отрицательно влияет на формирование характера: человек растет запуганным, жестоким, склонным к суициду.

Если ошибки при воспитании детей встречаются и на том, и на ином фоне, это может спровоцировать побеги от родителей, тягу к бродяжничеству, и как следствие, проступки, кражи или драки.



Повлиять на своего ребенка можно двумя способами:

• Методом подкрепления: правильные поступки поощряются, неправильные – приводят к наказанию. Так формируются определенные рамки у детей, которые входят в привычку;

• Метод подсознательного копирования. Для детей родители являются авторитетными людьми, которым хочется подражать, поэтому следует подавать хороший пример;

• Метод изучения мировоззрения ребенка. Для того, чтобы вырастить коммуникативного ребенка с устойчивым самосознанием, необходимо понимать его мировоззрение и вникать в проблемы.

Самый объективный подход к воспитанию: демократический. Он стимулирует формирование самостоятельного, ответственного и активного члена общества. Чтобы не допускать ошибки в воспитании детей на основе демократии, следует:

• Не злоупотреблять своей властью;
• Уважать независимость своего чада;
• Со вниманием относиться к мнению ребенка;
• Всегда объяснять первопричину того или иного требования, не ограничиваясь фразой: потому что я так сказал;
• Допускать компромиссы и не считать свое мнение единственно правильным.

Если родители начинают подавлять детей своим авторитетом, это может вызвать отрицательное отношение к ним, сомнение в своей желанности и востребованности у ребенка. Если ребенок чувствует, что ему все прощают, он ощущает себя ненужным, а иногда начинает подсознательно копировать инертное отношение к жизни и окружающим. Когда родители оказывают минимум влияния на формирование личности ребенка, собственное Я развивается слабо.

Ошибки в воспитании детей зачастую совершаются не только при контакте ребенок – родитель, но и в общении между мужем и женой, родителями отца и матери ребенка, и другими родственниками. Иногда родители слишком молоды для полноценной воспитательной работы с малышом. А бывают ситуации, когда ребенка используют в корыстных целях, например, как рычаг давления на мужа или жену, причину возникновения соперничества, наказание. Другой вариант – переход отрицательных эмоций с супруга на малыша, что тоже сказывается на ребенке отрицательно.

Спектр ошибок родителей очень широк, поэтому для того, чтобы сформировать целостную личность малыша, понадобится очень четко контролировать линию своего поведения.

Типичные ошибки родителей в воспитании детей.

Все типичные ошибки можно подразделить на три категории:

• Ошибочное понимание сути родительского отношения к ребенку;
• Дисбаланс между возрастом малыша и используемыми методами воспитания;
• Отсутствие гармонии и четкой стратегии в требованиях, которые выдвигают родители.

Ошибки в воспитании детей, которые относятся к первой категории, очень часто встречаются в проблемных семьях, включают в себя отсутствие понимания и отношений между детьми и родителями. Ребенок воспринимается, как частная собственность, что провоцирует родителей либо на чрезмерное потакание всем его желаниям, либо, наоборот, на постоянные наказания и упреки. Иногда детям дается полная свобода, что тоже неблагоприятно влияет на личность подростка. Главное, что отец или мать считают, то таким образом правильно строят свою линию поведения.

Многие родители чрезмерно опекают своих детей, не оценивая при этом их индивидуальные особенности и наклонности. Чрезмерная опека проявляется в следующем поведение семьи:

• Повышенное внимание к ребенку;
• Постоянное сопровождение;
• Желание ежеминутной защиты;
• Четкие ограничения поступков;
• Постоянное беспокойство, часто необоснованное;
• Защита от надуманных опасностей;
• Удержание ребенка возле себя, привязка к собственному настроению.

Постоянное потакание желаниям ребенка, так же, как и опека от всех сложностей и проблем, родители превращаются в слуг, а дети становятся объектом постоянной похвалы. С возрастом они привыкают к тому, что все происходит так, как им хочется, а малейшая проблема ведет к депрессии и ожиданию помощи со стороны. Человек любую сложность воспринимает, как глобальную проблему и опускает руки, не стараясь найти выход.

Другое последствие – проявление агрессии и желание самостоятельно руководить своей жизнью, что приводит к конфликту и желанию поскорее съехать от семьи.

Повышенный уровень опеки формируется у родителей, которым самим недоставало любви в семье, а они в свою очередь стараются дать ребенку то, чего не имели сами. Матери склонны к сильной опеке, если имели проблемы во время беременности, родов или долго не могли забеременеть, а так же, если малыш болезненный. Даже когда ребенок выздоравливает, мать продолжает постоянно беспокоиться и заботиться о нем.

Повышенная опека со стороны матери формируется в том случае, когда отец практически не участвует в жизни семьи. Она недовольна супружеским союзом и нереализованные чувства направляет на малыша, формируя доминирующую линию поведения.

Иногда подсознание скрывает за повышенной опекой негативный настрой по отношению к ребенку. Матери стараются как можно больше уделять внимания малышу, при этом стараясь скрыть отрицательные чувства, так как они противоречат природе.

Страх одиночества и необходимость создания тыла так же может стимулировать повышенную опеку, а в некоторых случаях она вызвана психологическими проблемами матерей. Мать нуждается в постоянно зависимости ребенка от нее. Следует быть готовыми к тому, что в определенном возрасте ребенок сам должен будет начать свою жизнь и учится решать собственные проблемы.



Другая чрезмерно активная политика воспитания – повышенное проявление жестокости, властности и строгости. С самого раннего детства ребенок сталкивается с побоями, наказаниями и упреками. Ошибки при воспитании детей, основанные на повышенной строгости и насилии – весьма распространенная проблема в нашей стране.

В психологии понятие жестокости связывают с формой агрессии, направленной на жертву, которая проявляется со стороны субъекта без сожаления или переживаний. Агрессия свойственная и людям и животным, а вот жестокость – это чисто человеческий фактор, которым руководствуется человек, причиняя намеренные страдания, боль и мучения живым существам.

К детям чаще всего применяют следующие формы жестокого обращения:

• Физическая жестокость;
• Эмоциональная жестокость;
• Сексуальная жестокость;
• Игнорирование основных нужд детей.

Физическая жестокость – умышленное причинение физического вреда родителями, которое может спровоцировать смерть ребенка, физические или психологические травмы, повреждение здоровья или сбой в развитии ребенка. Сюда относят и все повреждения телесного характера, которые многие родители считают естественным элементом воспитательного процесса, особенно в проблемных семьях.

Родители заблуждаются, полагая, что физические наказания – самый действенный метод влияния на ребенка. Во-первых, после наказания ребенок считает, что его вина исчерпана, а во-вторых воспринимает своего родителя, как агрессора. Человек не осознает всей сути проблемы, в которой он виноват, что мешает процессу формирования его личностных качеств, а унижение наказанием может стать причиной развития комплексов и заниженной самооценки. Также не следует забывать о подсознательном копировании поведения родителей. Ребенок может принять тот факт, что жестокость – это нечто естественно правильное, и во взрослом возрасте так же относиться к своим детям и окружающим людям.

Наказание будет полезно только в том случае, если ребенок сам понял и осознал свою вину, а при физических замечаниях он примет к сведению только то, что не следует повторять свой проступок в присутствие наказывающего родителя. А в другом обществе это останется для него допустимой нормой. Не стоит слишком культивировать чувство вины, но оно должно формироваться для адекватного развития ребенка

Любое наказание должно быть обоснованно. Типичная ошибка в воспитании детей, которую допускают родители, это наказания сгоряча. Таким образом, они не добьются ничего, кроме обиды, злости и недоверия со стороны детей. Жестокое поведение не только не сможет переубедить ребенка, посмотреть иначе на свои действия, но может и побудить развитие жестоких качеств у самого ребенка.

Как правильно наказывать.

Давайте рассмотрим несколько правил, которых лучше придерживаться, применяя наказания.

• Характер наказания напрямую связан с характером проступков;
• Не наказывайте поспешно: вникните в причину и цель проступка;
• Не опирайтесь на непроверенные подозрения – только факты;
• Начинать наказывать ребенка можно только успокоившись, не руководствуясь злостью или раздражением;
• Наказывая ребенка очень часто, вы понизите результативность таких наказаний;
• Не следует начинать наказание с самых суровых методов;
• Проанализируйте, кто в семье наиболее спокойный – пусть этот человек будет ответственным за наказания;
• Подойдите со стороны психологии: пусть ребенок сам осмыслит уровень своей вины и скажет, какого наказания он достоин;

Сексуальная жестокость – это согласованное или насильственное привлечение несовершеннолетнего к сексуальным действиям со старшими. Если ребенок соглашается на сексуальное взаимодействие, это не освобождает родителей от ответственности за жестокость, так как:

• Он все равно зависим от старших членов семьи;
• Не осознает всех отрицательных последствий своих действий.

Дети, которые обделены родительской любовью, зачастую воспринимают привлечение к сексуальным действиям, как проявление положительного отношения к ним, и не относятся к этому, как к жестокости или насилию.

Эмоциональная жестокость – включает в себя ошибки при воспитании детей, характерные для проблемных семей открытого и закрытого типа. Она объединяет различные формы психологического влияния на ребенка, которые ведут к нарушению формирования его личностных характеристик, такие как:

• Постоянная критика;
• Унижения и оскорбления;
• Словесные угрозы;
• Изолирование ребенка;
• Обман со стороны семьи;
• Завышенные требования;
• Подорванное доверие ребенка к своей семье.

Даже разовая ситуация, которая травмировала психику ребенка, уже считается проявлением эмоциональной жестокости.

Игнорирование основных нужд детей – отсутствие заботы и ухода, которые могут привести к нарушению его физического здоровья и сбоям в процессе развития.

Жестокое отношение к собственным детям в большинстве случаев формируется на собственном нелегком детстве родителей, и влияет на формирование личности ребенка. Стимулируют проявлять жестокость те поступки детей, которые родители считают недопустимыми. Это может быть неаккуратное обращение с вещами, несвоевременный плач или крик ребенка, нарушение установленного графика и многое другое. Физическое наказание – это способ родителей убедить ребенка в своей правоте и заставить его уважать установленные правила.

По данным статистики, от родительских побоев каждый год страдают около двух миллионов детей младше четырнадцати лет, а более пятидесяти тысяч были вынуждены сбежать из дома по этой же причине. Эти данные говорят о необходимости уделить проблеме обращения с детьми значительное внимание.

Ошибки родителей в воспитании детей, которые ведут к жестокости.




Психологи говорят о том, что чаще с проявлениями жестокого обращения сталкиваются городские дети, чем жители пригородов и сел. Родители, которые являются рабочими, более склонны к радикальным методам воспитания, чем служащие компаний, а вот образованные люди, на удивление, более жестоки к своим отпрыскам, чем граждане со средним образованием. Причины, по которым взрослые применяют насилие к своим детям, довольно различны, но все же постараемся определить основные из них:

• Часто, один из детей в семье становится объектом постоянного недовольства родителей. Они считают его чересчур подвижным, молчаливым, крикливым и так далее. Такое отношение может быть спровоцировано его сходством с нежелательным родственником, недостатком или другими особенностями.

• Жестокость может проявляться на основе жизненных неурядиц: материальные проблемы, ссора с супругом, эмоциональные стрессы и другие ситуации, когда взрослый сам нуждается в поддержке.

• Иногда ошибки при воспитании детей объясняются неготовностью родителей к ответственности, в силу их возраста, эмоционального состояния или личностных особенностей.

• Некоторые родители не имеют достаточной информации о периодике развития у малышей тех или иных навыков, что заставляет их воспринимать детское неумение, как непослушание или отказ от выполнения родительских просьб. То, что малыш не может выполнить требование, заключается в недостаточном уровне физического развития, а не в специальном игнорировании.

• Жестокое обращение с детьми может быть заложено на генном уровне – люди действуют по той же схеме, с которой сами сталкивались в детстве, и совершают те же ошибки в воспитании детей, что и их родители.

• Семьи, где жестокость имеет место, часто изолируют себя от окружающих, замыкаются и не поддерживают отношений с соседями, строя свой быт по собственным правилам и не прислушиваясь ни к кому.

• К сожалению, в нашем обществе проблема жестокого обращения с детьми – актуальна и распространена. Практически сорок процентов малышей хоть раз страдали от избиения со стороны родных.

Многие подростки склоняются к ранней беременности и желанию завести ребенка из тяжелых отношений в собственной семье, где им тяжело найти общий язык с родителями. Ошибки семейного воспитания детей приводят к их желанию быстрее покинуть отчий дом и обзавестись собственным потомством.

Слишком низкий уровень заботы о ребенке и предоставление ему полной свободы, так же нарушает процесс формирования личностных особенностей. Ребенок чувствует себя одиноким и незащищенным от внешнего мира. Чаще всего с такими проблемами сталкиваются дети наркозависимых родителей, склонных к алкоголизму, а также отпрыски из богатых семей, где на них просто не хватает времени. Такие дети часто сталкиваются с упреками, укорами и замечаниями за малейшую оплошность, а их старания и усердие редко получает похвалу. Постоянное убеждение ребенка в его несостоятельности, неспособности и бесполезности приводит к развитию комплексов, неуверенности и страхов. Эмоциональные проблемы в общении с родными могут трансформироваться в трудности с коммуникацией во взрослой жизни, замедленное психологическое и интеллектуальное развитие.

Почему родители не опекают ребенка.

Причины бывают совершенно разные, но мы очертим наиболее известные и распространенные.

• Повышенная занятость родителей собственными делами;
• Стремление научить детей быть самостоятельными;
• Равнодушное отношение к ребенку и его будущему, которое родители компенсируют дорогими подарками.

Ошибки родителей в воспитании детей на основе недостаточной информированности о последовательности и сроках развития малышей также могут стать причиной насильственных методов воспитания. Последствия таких ошибок проявляются, когда дети подрастают. Они испытывают негативные ощущение и чувствуют себя слишком взрослыми. Этот возраст наступает у ребенка в зависимости от скорости его развития, а родителям сложно определить, когда его психика перешла из фазы ребенка в фазу подростка.

Поэтому опека и контроль продолжают иметь место в то время, как подростки уже хотят самостоятельно принимать решения. Отсюда возникает конфликт между желаниями родителей и детей. Подростки формируют враждебное отношение к требованиям родителей, что разрушает гармонию в семье. Необходимо помнить, что ребенок взаимодействует с коллективом и для него важно уже не только мнение родителей, но и отношения в школе, со сверстниками. Это часто провоцирует на нарушение определенных барьеров, причина которого лежит в желании соответствовать друзьям и не отрываться от социальной группы.

Матерей и отцов могут расстраивать личностные особенности характера ребенка. Например, энергичный отец вскипает при виде, как медленно и степенно все делает его сын, и он старается всячески расшевелить его, заставить проявить активность, что редко удается. Это провоцирует возникновение упреков и ссор между родными.

Другое ошибочное мнение родителей – принятие недостатков ребенка, как данности, его генных или природных качеств. Если ребенок ленивый, агрессивный или склочный, то очень часто мать списывает это на наследственность или врожденные черты характера. На самом деле ключевой момент здесь – это воспитание ребенка. То как и кем воспитывался малыш и по какой стратегии, может объяснить каждую его характерную особенность. Иногда действительно какая-либо черта может передаться малышу от бабушки или прадедушки, но это не освобождает от ответственности родных, которые не внушили ребенку, что она недопустима.

Ошибки в воспитании детей могут возникать, когда родители недостаточно оценивают влияние собственной модели поведения на ребенка. Первые навыки общения у малыша формируются именно дома, среди семьи. Поэтому в зависимости от того, как общались между собой в родном доме, так и будет строить свое общение ребенок в социуме. Требуя от ребенка не спорить со старшими, но, при этом, регулярно вступая в конфликт с бабушками и дедушками, родители рискуют вызвать неуважение со стороны малыша.

Родители формируют требования к детям на основе двух моделей: прямой или косвенной. Прямая модель имеет приказательную, запрещающую или угрожающую форму, которая направлена на то, чтобы подчинить ребенка. Она способна спровоцировать агрессию со стороны ребенка и нарушить ход формирования личности. Прямая модель направлена на насильственное принуждение ребенка выполнить задачу, а не на осознание необходимости этого выполнения.

Косвенная модель воспитания основана на стимулировании понимания причин необходимости выполнения того или иного требования. Она развивает доверие между членами семьи и формирует сознательное выполнение требований.

Родители, которые хорошо осведомлены в педагогике, ориентируются на косвенную модель воспитания. Прямые требования, причем не обоснованные логически, вызывают у подростков только обиду и унижают их, формируя желание действовать от обратного. Нет необходимости использовать насильственные методы для того, чтобы приучить ребенка к дисциплине.

При прямой модели воспитания приказ родителей может вызвать у подростка желание делать наоборот, испытывать негативные эмоции и, в итоге, развивается непонимание между поколениями.

К вопросу воспитания следует подходить комплексно: использовать метод и кнута и пряника, а не только одну похвалу или одни упреки. Ребенок должен чувствовать любовь близких, но в то же время уважать их просьбы и требования.

Для того, чтобы избежать ошибки семейного воспитания детей, необходимо регулировать общение и контроль. Если ребенок настроен агрессивно, лучше купировать конфликт и перенести разговор. В ситуации, когда родитель не может сдержать свои эмоции, и начинает переходить рамки, он должен понимать, что ему придется извиниться и признать свою несдержанность, чтобы не подавать ребенку плохой пример.

В подростковом возрасте лучше формировать свои требования к детям не в качестве приказа, а как совет, например, «Как ты считаешь, может в будние дни будет лучше ложиться спать раньше, чтобы не испытывать таких проблем с подъемом в школу» и так далее. Существуют два признака, по которым разные указания родителей можно объединить:

• Выполнять указания необходимо, так как ребенок должен уважать родителей и считаться с их просьбами, воспринимая, как неоспоримые правила поведения;

• Подросток ответственный за выполнение того, что ему доверили. Следует так формировать указания, чтобы ребенок сам чувствовал, что от того, сделает он это или нет, многое зависит. В формировании личности большую роль играет построение ответственного отношения ребенка к своим действиям и готовность за них отвечать. В идеале, подросток должен сам стараться выполнить требование как можно лучше, чтобы показать себя со стороны взрослого и ответственного человека.

Какие требования приносят максимальный положительный эффект.




Для того, чтобы формировать родительские указания правильно, вызывая у подростка авторитет и уважение, следует учитывать ряд правил. К ним относятся:

• Четкая формулировка и цель указания;
• Гибкая система формирования указаний, основанная на личностных особенностях подростка;
• Предоставление необходимых обстоятельств для выполнения указаний;
• Обоснованность и справедливость при постановке указания для ребенка;
• Оценка эффективности поставленной задачи: какой эффект принесет выполнение данного указания, к чему оно может привести и чем совершенствует воспитательный процесс;
• Указания должны даваться единогласно, обеими родителями. Споры и конфликты между супругами подрывают авторитет в глазах ребенка и заставляют его разрываться между различными требованиями.

Довольно часто между матерью и отцом возникает конфликт интересов в воспитании подростка, основанный на жалостливости матери и строгости отца. Допустим, отец считает, что ребенка надо наказать по всей строгости, а маме жалко свое чадо, и она становится на его защиту.

Отцы чаще склонны к применению физической силы для воспитания ребенка, чем матери, так как полагают, что многие проблемы ребенка надуманы и вызваны капризами. Однако, не смотря на то, что ребёнок действительно начинает делать так, как сказал отец, это происходит только из страха перед повторением физического наказания. Поэтому следует соответствовать рамкам воспитания ребенка, соблюдая:

• Поддержку друг друга при выборе меры наказания;
• Поддержу мнения ребенка о том, что даже после того, как он провинился, родители продолжают его любить;
• Исключение унижений и оскорблений. Формулировка указания должна быть тактичная, обоснованная и полная.

В семье всегда кто-то один из родителей обладает большим авторитетом у ребенка: в силу его способностей к воспитанию и правильности подхода. Необходимо учитывать и возраст подростка: в младших классах на ребенка можно повлиять с помощью устрашающих методов, а вот к детям в подростковом возрасте подход должен быть иной. Здесь следует подробно обосновать причину недовольства родителей, проявить уважение и понимание, но в то же время быть весьма требовательными. Итак, чем же характеризуется тактичность общения между родителями и детьми:

• Уважение к ребенку, как к целостной личности;
• Последовательное построение указаний с учетом психического состояния ребенка;
• Использование инструментария педагогического влияния на детей. Наказания должны быть справедливыми, одобрение и поощрение – своевременными, а осуждения – обоснованными;
• Установление доверительных отношений в семье, но отсутствие тотального контроля, что учит ребенка самостоятельно отвечать за свои некоторые действия;
• Доброжелательное и уверенное общение с ребенком, которое отражает важность каждого указания.

Психологи и педагоги постоянно занимаются анализом и разработкой все новых методик и способов улучшения контакта между родителями и детьми. Ошибка воспитания детей в семье может заключаться в различных нюансах и особенностях родительского поведения и отношения к ребенку. По мнению психологов максимально правильно сформулированная модель поведения базируется на следующих принципах:

• Теплое отношение родителей к своему ребенку, объективная оценка его поведения и соответственное построение линии воспитания;
• Периодическая смена способов влияния на ребенка, учитывая перемену жизненных обстоятельств;
• Воспитание ориентируется на будущую жизнь ребенка в социуме.

Охватить все сложности, которые возникают в отношениях между членами семьи очень трудно, так как они имеют индивидуальные особенности и причины, но мы предоставили обобщенные, наиболее распространенные проблемы и ошибки родителей в общении с детьми.

Главная цель каждого родителя – благополучие ребенка, однако следует помнить, что слишком активная опека, как и полная свобода, не являются подходящим вариантом для достижения этой цели. Не допускайте этих ошибок при воспитании детей, стараясь придерживаться золотой середины.





Поделиться в социальных сетях:

Подпишись на ежедневную рассылку лучших статей!

Вы можете отписаться в любой момент








РАЗМЕСТИТЬ ФРАНШИЗУ
добавить франшизу в каталог
РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ
стоимость размещения рекламы
gazeta42.ru 2011-2022 l Все для вашего бизнеса: бизнес идеи и бизнес планы, бизнес книги, бизнес статьи Копирование материала приветствуется при наличии активной ссылки на gazeta42.ru

Администрация сайта не несет ответственность за предоставленную информацию.
18+