Поведение человека и его поведение, а в следствии – чего ему удается добиться и как сложится его жизнь, зависит от того, что он представляет собой как личность. А это, в свою очередь, результат не только заложенных в нём личных качеств, но и от того, каким образом проходило
формирование личности.
Формирование личности
Это процесс достаточно длительный, он состоит из нескольких последовательных этапов. В течении некоторых человек изменяется значительно. В других периодах – изменения не так существенны. Но главным фактором, от которого зависит то, что же получиться в результате, на каждом из них станет окружение и общество, в которых личность воспитывается.
Это особенно заметно, если наблюдать за представителями одной семьи. Дети очень похожи на родителей, рядом с которыми проходило его
формирование как личности. Это не только генетика. Это в значительной мере социум, в котором и проходит становление. В детстве, многому ребёнок учится, подражая взрослым, чаше именно родителям. Затем, опирается на их мнение о мире, жизненных принципах и, разумеется, себе.
В то же время, окружение имеет не менее важное значение. Любое: начиная с детского сада, когда малыш делает выводы, наблюдая за другими взрослыми и сверстниками. И до окружения на работе, когда наблюдая за процессами в коллективе, проходит
формирование человека как личности на основании того, что он видит: следя за тем, что происходит вокруг, он делает выводы и старается применять ту модель поведения, которая позволит ему найти своё место и добиться желаемого или оправдать возложенные на себя надежды.
На каждом этапе, формирование личности проходит с разной интенсивностью и в определённый период наблюдаются так же различия в самоидентификации человека.
Стадии формирования личности человека
• Младенчество. Это период от рождения до двух лет. В этот период у ребёнка складываются самые общие представления. Но уже сейчас он начинает относить себя к определённой расе и народу. Он учится говорить на языке, на котором общаются его родители, учится у них эмоциям и т.д.
• Детство. Это возраст до 10-ти лет. Ребёнок приобретает всё больше личных качеств, учится общению со сверстниками и окружающими его людьми, а круг общения сейчас значительно расширяется. Он начинает так же присматриваться к тому, как относятся к нему лично.
• Подростковый период. Это возраст до 20-ти лет. Это наиболее значительный этап
формирования как личности. Подросток, начинает осознавать себя и искать своё место. Для него характерно себя недооценивать и стараться привлечь внимание. Тут важно не подавлять его, но обезопасить от фатальных ошибок.
• Зрелый возраст. До 40-ка лет. На этом этапе, человек меняется незначительно, опираясь на получаемый опыт.
Формирование человека как личности: осознанные изменения
Часто, будучи недовольным собой, человек принимает решение измениться. Но возможно ли это, учитывая, как долго проходит «естественный» процесс его становления? Да, вполне возможно, но требует это немалых усилий и постоянной работы над собой. Чтобы добиться результата, желательно поменять окружение, хотя бы на какое-то время. Поскольку в любом случае, именно это основа, опираясь на которую мы видим себя.
Хотя это условие не является обязательным, а лишь несколько упрощает процесс. Тем не менее, часто, когда ничего вокруг не изменилось, решимость это сделать пропадает, «опускаются руки», а это может привести к обратному эффекту – человек чувствует себя ещё более неуверенно, потерпев неудачу.
Если вы решили поменять себя, всё зависит от личных качеств, точнее, значительно зависит. Основное же условие – ваша решимость и желание. По крайней мере, так вы учитесь в первую очередь не сдаваться и продолжать независимо от того, получаете ли результат так быстро, как хотели бы. А это уже значительный шаг в таком непростом деле, как формирование личности.