Если еще несколько лет назад руководителю было очень легко управлять подчиненными по причине их стремления людей сохранить рабочее место и стабильную зарплату, то сейчас многие руководители понимают, что с ними работают амбициозные и умные сотрудники, которые знают себе цену и не боятся остаться на улице. Они уверены в своем профессионализме и востребованности и не боятся сменить место работы, если их что-то не устраивает.
Поэтому
не получается управлять людьми прежними авторитарными методами, профессиональные управленцы стремятся создать в коллективе атмосферу равного сотрудничества и взаимного доверия. Подчиненных гораздо лучше мотивируют признание и поощрения.
Молодые руководители часто задаются вопросами, как управлять людьми правильно, какие отношения необходимо выстраивать с сотрудниками, почему не все приказы начальника исполняются?
В первую очередь руководителю необходимо овладеть умением четко формулировать свои указания, от этого напрямую зависит качество их исполнения, а следовательно, и эффективность работы организации.
Основными причинами невыполнения приказов являются неправильная их формулировка (или неконкретность) и отсутствие авторитета руководителя.
С первой причиной можно справиться, уделив больше внимания сути указаний, формулируя распоряжения терминами, принятыми в организации, ориентируясь на уровень интеллекта и опыт сотрудников, учитывая степень их внимания в данный момент времени.
Однако
психология человека такова, что иногда сотрудники, даже отлично понимая, чего от них хотят, не спешат выполнять поручения начальника. Причины могут быть самыми разными — личное отношение, несогласие с позицией руководителя, отсутствие мотивации к исполнению указаний и т. д. И если для руководителя важно научиться эффективно управлять людьми, необходимо выяснять причину непонимания в каждом конкретном случае.
Специалистами по менеджменту разработаны рекомендации для руководителей, стремящихся эффективно управлять подчиненными с учетом психологии человека:
• При формулировке приказа старайтесь учитывать жизненный опыт, уровень образования и интеллекта сотрудника, так как каждое ваше слово человек воспринимает именно в соответствии со своим «информационным полем».
• Отдавайте приказы максимально конкретно, исключая вероятность двойного смысла.
• Избегайте формулировок «Мне нужно...», «Я сказал...», «Я хочу...» и т. д., так как это может вызвать внутренний протест подчиненного. Используйте следующие фразы: «Для нашей компании необходимо...», «Будет лучше поступить следующим образом...» - этим вы подчеркнете значимость целей и задач организации.
•
Выбирайте правильные интонации. Ваш приказ может быть вполне конкретным, но если он высказан в грубой или иронической форме, его понимание будет затруднено, так как сотрудник в первую очередь сконцентрирует внимание не на содержании поручения, а на эмоциях, направленных на него. Агрессия и грубость — не самые лучшие способы для того, чтобы управлять людьми.
•
Исключите негатив. Отдавая распоряжения, не совмещайте их с критикой в адрес сотрудников; найдите другое время для того, чтобы указать подчиненному на его профессиональные недостатки.
•
Обращайтесь к сотрудникам по имени — это один из основных советов для тех, кто стремится понять, как управлять людьми.
•
Не стесняйтесь делать комплименты. Так уж устроена психология человека, что комплимент или признание способностей позволяют расположить к себе собеседника, не прилагая к этому больших усилий.
• В общении с особо строптивыми сотрудниками можно использовать метод «обходного маневра», позволяющий мягко, но эффективно управлять подчиненными. Вместо того, чтобы отдавать прямой приказ, попросите у подчиненного профессионального совета по тому или иному вопросу — это поднимет его самооценку и позволит добиться исполнения им должностных обязанностей.
• Помогите сотрудникам увидеть личную выгоду от качественного исполнения ваших указаний.
Наивысший талант руководителя — так организовать общение с подчиненными, чтобы последние самостоятельно принимали решения, отвечающие стремлениям и целям руководителя. Прийти к этому можно, открыто демонстрируя уважение к подчиненным, уверенность в их компетенции и самостоятельности. Безусловно, каждому руководителю необходимо знание психологии человека (как управлять людьми, используя ее тонкости).