Многих из нас часто посещают мысли –
как запомнить, чтобы вспомнить? В чем заключаются самые эффективные способы запоминания больших массивов информации? Речь идет о процессах запоминания, о мнемотехнике.
Мнемотехнические приемы могут быть различными по сложности и содержанию. Простое правило – правило ассоциативного ряда. Вспоминая об одной вещи или же предмете, Вы обязательно сможете воспроизвести в памяти все остальные. Основная сложность состоит в том, что человеку следует создать самому ассоциацию, а это бывает не просто. Впоследствии к данной ассоциации нужно «привязать» все предметы. Впрочем, это не слишком и сложно.
Любые информационные материалы следует трансформировать в различные знакомые образы. Образы – это та информация, которую Вы где-то слышали или видели ранее. Простое зазубривание превратится в более эффективный процесс, если применить подобную технологию. Образы могут зафиксироваться в памяти навечно.
Ассоциации – это развитие памяти по средствам образов. Ассоциативный ряд может соединять воедино серию предметов, вещей, явлений.
Как выбрать качественный и запоминающийся образ
Оказывается, не все образы, придумываемые нами, являются качественными. Образ – это основа для запоминания. Такая основа должна быть, безусловно, качественной и эффективной. Итак, самые лучшие образы:
• яркие и цветные образы. Оттенок образа, который Вы запоминаете, должен полностью соответствовать предмету. Так, вряд ли стоит запоминать радугу, применяя что-то одноцветное;
• объемные и достаточно полноразмерные образы. Представьте, что Вам нужно запомнить некий небольшой по размерам предмет или ряд предметов. Пусть это будет паук и экскаватор. Запоминая образно, паука по размерам следует довести в своих мыслях до машины;
• наличие конкретных деталей. Любой образ должен изобиловать деталями. Здесь важно всё. Если это образ человека, то важно помнить про форму бровей, цвет глаз и иные подробности. Детали важны в мнемотехнике и при запоминании трудных комбинаций цифр, паролей;
• концентрация цветов и сочность красок. Запоминаемые предметы следует представлять очень яркими, ведь нечто яркое легче воспроизвести в памяти;
• образы подобные трехмерному изображению. Плоский образ запомнить практически нереально. Человеческий мозг и память человека устроены так, что могут превзойти даже современные технологии моделирования. Фантазируя и представляя, мы можем увидеть предмет в деталях, приблизить или отдалить его, поменять его форму, цвет. Никто до конца не сумел изучить и выяснить всё о способностях нашего мозга. Вполне возможно, что они неизмеримы и неограниченны.
Картинка, полученная при создании образа
Соединяя воедино множество детальных образов, мы можем представить себе единую картинку. Это способствует развитию памяти. Но нужно помнить, что не все картинки хороши и правильны. Каковы требования к ним?
• неординарность картинки. Отлично запомнится та картинка, которая будет цветной, яркой и насыщенной. Думая о березовом листочке, представьте его себе ярко-красным или ярко-желтым и поместите его, например, в цветочный горшок. Такой прием, безусловно, хорош;
• картинка не должна быть статичной. Запомнить тот предмет, что движется – проще. Если что-то двигается, а не стоит на месте, то это, конечно же, вызывает наш интерес, мы обращаем внимание на это. Вот живой пример: «молоток и гвоздь лежит на полке». А если так: «слон забивает молотком гвозди в стену»? Что проще запомнить? Кажется, это очевидно;
• картинка должна быть чувственной и эмоциональной;
• картинка должна иметь очевидные связи между всеми элементами. Части единой картинки следует разумно связывать друг с другом. Просто так в пустоте предметы представлять не стоит, лучше, если они будут на неком фоне или основе. Вам не сложно будет запомнить огромный перечень фруктов и овощей, если Вы представите себе их на фоне специализированного овощного магазина.
Абстракции и их значение для развития памяти
При помощи абстракций совсем неплохо проходит процесс развития памяти. Случается, когда что-то просто не может иметь никакого визуального образа. Например, доброта и зло, жестокость и боль, власть. Есть ли у них образ? Скорее нет, чем да. В этом случае на помощь приходит такой мнемотехнический прием, как способ ассоциативного мышления. Вы имеете богатое воображение? Значит, Вам повезло, и оно поможет Вам в запоминании информации.
Такое чувство как любовь можно представить в виде яркого красного сердца, которое пронзает стрела. Богатство – золотые монеты. Власть – корона или же трон. Многие ассоциации довольно распространены, но именно ту ассоциацию, которая подходит в каждом конкретном случае, Вам подскажет Ваш разум и ваша фантазия. Многие предпочитают строить ассоциации на простой рифме. Развитие памяти основывается на созвучных словах (палка - скакалка). Многие строят ассоциативный ряд на запахах. Так, боль может ассоциироваться с запахом больничного помещения.
Вот ряд распространенных ассоциаций:
Скорость – автомобиль; ум – книга; богатство – золотые монеты или слиток золота; смерть – крест. Кто-то не согласится с этими примерами, а значит, в своей фантазии он имеет свои ассоциации.
Специальные термины и терминология.
Какие мнемотехнические приемы запоминания следует использовать, если нужно запомнить текст, пестрящий специализированными терминами? Такие тексты могут встречаться в области науки и медицины, компьютерных технологий и так далее. Хорошо, если терминов не много, а что же делать, если их большое количество? Можно и зазубрить – скажете Вы, но возможно ли в этом случае что-то понять?
Основная проблема в том, что, как правило, задача состоит и в запоминании слова, и в запоминании его смысла, значения. Человеку приходится создавать образ и для слова, и для значения. Мнемотехника приходит на помощь и тут. При хорошем подборе абстракций, Вы легко представите общую картинку, которая будет самодостаточной и цельной.
Важно, чтобы каждый человек подбирал самостоятельно свои образы для сложных терминов. Развитие памяти происходит последовательно. Наш мозг запоминает различные приемы, тренируя память каждый раз снова и снова.
Ученые всех стран мира признают мнемотехнические приемы. Но не все люди согласны с тем, что такие простые способы помогают хорошо запоминать. Простой способ решения проблемы – не для нас. Нам кажется, что то, что просто и доступно – не есть хорошо. Да, взрослых тяжело убедить в обратном. Однако подростки с удовольствием овладевают приемами, описанными выше, запоминая множество определений, цифр, дат и терминов. Теперь и Вы знаете,
как запомнить, чтобы вспомнить при помощи легких и доступных методов.