Закон «
О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (
иначе называемый законом о защите деловой репутации) регулирует коммерческие и конкурентные отношения хозяйствующих субъектов. Статьи 4 и 10 этого закона направлены на защиту деловой репутации и запрещают любые действия, совершаемые с целью приобретения преимуществ, противоречащие законодательству, нарушающие принципы делового общения и бизнес-этикета. К таким действиям в том числе относится и сознательное распространение недостоверных или ложных сведений о конкуренте, которые могут нанести урон деловой репутации организации.
К законным формам защиты информации относятся:
• авторское право;
•
патент;
• применение правовых норм об обязательствах;
• сокрытие сведений о компании, составляющих коммерческую тайну.
Недостоверные сведения о компании, источником которых являются третьи лица, могут негативно отразиться на ее деловой репутации. Зачастую причиной распространения информации, порочащей честь организации, становится жесткая конкуренция на рынке.
Недобросовестные предприниматели прибегают к таким способам
подрыва деловой репутации, как недостоверная или неэтичная реклама, размещение в печатных изданиях и сети интернет статей с ложными сведениями о компании-конкуренте.
Гражданский кодекс РФ в статье 152 предусматривает защиту деловой репутации юридического лица в случае появления порочащих его репутацию сведений. Руководство организации, пострадавшей от действий других хозяйствующих субъектов, может через суд добиться опровержения ложных сведений и размещения ответной статьи в средствах массовой информации. Право на защиту деловой репутации предусматривает и закон «О средствах массовой информации» (статьи 43-46).
Защита деловой репутации организаций реализуется только в гражданском порядке. Уголовные дела об оскорблении или клевете могут быть заведены только против физических лиц.
Иск о защите деловой репутации может быть подан в суд общей юрисдикции, арбитражный суд, третейский суд в соответствии с решением истца и ответчика.
Защита деловой репутации может осуществляться и в административном порядке. К примеру, в случае распространения рекламы, порочащей репутацию компании, территориальное подразделение федерального монопольного органа может обязать нарушителя разместить контррекламу в тех же местах, таком же объеме и с такими же сроками размещения за свой счет в установленный для этого срок. Эти полномочия монопольным органам предоставляет статья 29 закона «О рекламе».
Иск о защите деловой репутации будет удовлетворен только при наличии следующих доказательств:
• порочащие деловую репутацию компании сведения действительно распространены;
• недостоверная информация стала известна третьему лицу или кругу лиц;
• недостоверная информация распространялась именно определенным хозяйствующим субъектом.
Скачать Иск о защите деловой репутации (образец) (281)