Производство подсолнечного масла — весьма доходный бизнес, не требующий больших капиталовложений, что делает его очень привлекательным для начинающих бизнесменов. Спрос на подсолнечное масло на российском и мировом рынке не только стабилен, но и имеет четкую тенденцию к росту. Производство масла доступно не только крупным предприятиям: примерно 40–45% российского масла производится средними и мелкими производителями, в том числе фермерскими хозяйствами.
Сферы применения и сбыт
Подсолнечное масло, кроме применения как пищевого продукта, используется во многих отраслях: в мыловарении, консервном производстве, медицинской и косметической промышленности, в лакокрасочном производстве и т. д., поэтому производство масла имеет широкий рынок сбыта.
Производство подсолнечного масла — это безотходный бизнес. В процессе отжима остаются лузга (то есть шелуха), жмых и шрот. Затем лузга поступает на кирпичные заводы, также ее используют предприятия по производству пеллет (топливных гранул), а жмых и шрот идут на корм скоту.
Технология производства подсолнечного масла и оборудование
Подсолнечные масла подразделяется на две большие группы: рафинированные и нерафинированные, которые различаются между собой степенью очистки. Нерафинированное масло проходит только механическую фильтрацию, тогда как рафинированное масло очищается посредством сложного технологического процесса. ГОСТ Р 52465-2005 перечисляет 7 видов подсолнечных масел. Производство подсолнечного масла разных сортов может вестись на одном предприятии.
В общих чертах технология производства подсолнечного масла включает следующие этапы:
1. Семена подсолнечника поступают в сепаратор, где отделяются от различных примесей.
2. Зерна отделяются от шелухи (лузги) в рушально-веечных машинах.
Производительность сепараторов и рушально-веечных машин одинакова: одна тонна в час, следовательно, их количество на предприятии должно совпадать. Сумарная производительность всех связок «сепаратор — рушально-веечная машина» должна соответствовать общей мощности производственной линии.
3. Очищенные зерна размалываются на вальцовом станке, производительность которого определяет производительность всего предприятия.
4. Размолотые зерна (мятка) поступают в жаровню, которая может быть огневой или паровой. Также существует технология без использования нагрева — так называемый «холодный отжим», однако при нем выход масла будет меньше.
5. Шнековый пресс отжимает масло из массы, полученной на предыдущем этапе.
6. Полученное масло охлаждается, остаивается и фильтруется от физических примесей.
7. Для получения рафинированного масла его подвергают дополнительной очистке.
8. Готовое масло разливают в тару — бутыли или бочки.
Помещение и персонал
Даже небольшое производство подсолнечного масла требует значительной площади: средней нормой принято считать 40 м2 на тонну сырья, обрабатываемого за смену. В дополнение к этому требуются большие складские помещения для хранения запасов семян, масла и перерабатываемых отходов. Зато производство масла требует минимум квалифицированного персонала: на 50 человек смены для завода средних размеров приходится 8–10 человек со специальным образованием.
Рентабельность, которую имеет производство подсолнечного масла, сильно зависит от сезонности, от качества семян и от используемой технологии, но в усредненных показателях ее можно считать равной 20%. Для примера можно привести такие данные: средних размеров завод по производству подсолнечного масла перерабатывает 50 т семян подсолнечника в день, вырабатывая 16 т масла, в дополнение к которым получается 24 т шрота и 10 т лузги. Чистая прибыль за месяц от такого производства составит около 3 млн. рублей.
Благодаря постоянному спросу и большому рынку сбыта
производство подсолнечного масла является выгодным бизнесом.