Главная Карта сайта Обратная связь RSS

Искусство объяснять или как доходчиво объяснить

5 февраля 2014, просмотров: 8770, Раздел: Психология    

7289_iskusstvo_obyasnyat_ili_kak_dohodchivo_obyasnit.jpeg (7. Kb)В процессе общения с людьми мы ставим перед собой разные задачи, и одна из них — объяснить человеку смысл какой-либо задачи или идеи.

Однако иногда случается так, что через несколько минут своего монолога мы понимаем, что собеседник абсолютно не заинтересован в том, что мы пытаемся донести. Его выражение лица говорит о том, что он ничего не понимает.

Очень часто в такую ситуацию попадают профессионалы своего дела. Зная досконально предмет, о котором они говорят, они считают, что и остальные все поймут с первых фраз, пропуская при этом важные детали в связи со стремлением быстрее выразить основную мысль.

Если через некоторое время после начала своего выступления вы замечаете пустые взгляды слушателей, это скорее всего означает, что вы не владеете искусством объяснять в полной мере. Причиной также может быть и недоверие аудитории как лично вам, так и вашим идеям.

Ситуация осложняется тем, что пытаясь что-то объяснить одному человеку, мы сразу видим реакцию собеседника и понимаем степень успеха или неудачи. В случае группы людей сложнее сразу понять, как доходчиво объяснить материал. Во-первых, по причине разной степени вовлеченности, а также различной степени владения материалом.

Искусство объяснять — это отчасти и способность оценить уровень знаний в аудитории, а это непростая задача. Необходимо уметь поставить себя на место собеседника и предположить, что он не владеет теми знаниями, которыми вы владеете в совершенстве.

К примеру, новый сотрудник на первых порах работы в компании часто сталкивается с незнакомыми ему терминами и аббревиатурой, которыми обмениваются более опытные сотрудники в процессе работы. При этом они даже не задумываются о том, удалось ли им доходчиво объяснить человеку, недавно пришедшему в компанию, смысл поручения. В одной из книг, посвященных искусству объяснять, это явление было названо «проклятие знанием».



Особенно это явление распространено среди коллег-профессионалов. Любая специфическая профессия имеет свой язык, который позволяет специалистам общаться, понимая друг друга с полуслова. Но в тот момент, когда мы употребляем эти термины в беседе с родственниками или друзьями, мы понимаем, что такое «проклятие знанием», видя их непонимающий взгляд.

Еще одна из причин, по которой нам бывает сложно что-либо объяснить человеку, это использование неизвестных ему слов, заимствованных из другого языка. К примеру, изучая меню в ресторане, мы не решаемся заказать то или иное блюдо только потому, что встречаем в описании абсолютно незнакомый ингредиент. Между тем, непонятное название соуса rémoulade означает всего лишь один из видов соуса «тартар».

Несмотря на то, что некоторые профессионалы считают владение специфическими терминами своим преимуществом, специалисты говорят о том, что неумение объяснить человеку предмет простыми словами свидетельствует о недостатке знаний.

Среди частых причин неудачных выступлений является стремление спикера выглядеть достойно в глазах присутствующих экспертов, лидеров компаний, руководства. В таком случае выступление, как правило, оказывается ярким и профессиональным, однако донести информацию до каждого слушателя не удается.

Еще одна ошибка многих ораторов — стремление дать прямой ответ на любой вопрос, и считать это эффективным. Однако дело в том, что пытаясь объяснить человеку что-либо с помощью общеизвестных факторов, мы не можем продемонстрировать свою компетенцию, перекладывая ответственность на задавшего вопрос. Ведь какой-то из фактов может быть не известен лично ему, и из-за боязни попасть впросак, человек не станет задавать дополнительных вопросов, и ваша идея останется без поддержки. Искусство объяснять заключается и в том, чтобы находить ответ на конкретный вопрос в такой форме, которая будет наиболее полезна для собеседника.

Заранее обдумывая и планируя свои объяснения, пытаясь предугадать вопросы публики и оценить уровень знаний аудитории, постепенно Вы овладеете искусством объяснять в совершенстве.





Поделиться в социальных сетях:

Подпишись на ежедневную рассылку лучших статей!

Вы можете отписаться в любой момент

Похожие материалы:







РАЗМЕСТИТЬ ФРАНШИЗУ
добавить франшизу в каталог
РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ
стоимость размещения рекламы
gazeta42.ru 2011-2022 l Все для вашего бизнеса: бизнес идеи и бизнес планы, бизнес книги, бизнес статьи Копирование материала приветствуется при наличии активной ссылки на gazeta42.ru

Администрация сайта не несет ответственность за предоставленную информацию.
18+