Искусство убеждать — это знание и правильное применение методов убеждения и воздействия на человека. Те или иные методы убеждения — это методы воздействия на сознание человека, которые обращены к восприятию его собственной картины мира.
Суть методов убеждения сводится к тому, чтобы во-первых, посредством логических аргументов привести человека к внутреннему согласию с определенными тезисами, а затем на их основе сформировать и закрепить в его сознании новые установки в соответствии с целью.
Убеждение — это мягкое воздействие на человека с целью скорректировать его взгляды и повлиять на дальнейшее поведение. Здесь не подразумевается применение грубых методов насилия или воздействия на психику — это этичный способ влияния.
Использовать методы убеждения следует, опираясь на следующие правила:
приводимые вами аргументы для убеждения должны соответствовать уровню интеллекта объекта вашего воздействия;
убеждая в чем-либо, вы должны опираться на документальную базу, известную объекту;
используйте как конкретные факты, так и общие принципы и идеи;
аргументы для убеждения должны соответствовать действительности;
информация, которую вы используете для убеждения, должна вызывать эмоции у объекта воздействия.
Показателем эффективности методов воздействия является убежденность, т. е. полная уверенность в истинности предложенных идей, принципов, понятий, образов. Она позволяет избежать колебаний в принятии решений, занять твердую позицию в оценке событий, фактов, явлений. Убежденность в чем-либо формирует характер поведения человека в определенной ситуации.
Одна из основных характеристик убежденности — ее глубина, которая напрямую связана с жизненным опытом, основами воспитания. Глубокая убежденность крайне устойчива, и одними логическими выводами поколебать ее практически невозможно.
Аргументы для убеждения целесообразны в следующих ситуациях:
когда предоставляемая информация будет восприниматься объектом;
когда психологическое состояние позволяет соглашаться с предлагаемым мнением — здесь в равной степени важен правильный выбор как объекта, так и методов воздействия;
когда объект обладает достаточными аналитическими способностями для сопоставления различных точек зрения;
когда социальный, культурный, национально-религиозный уровень субъекта и объекта воздействия близки, т. к. это оказывает значительное влияние на восприятие аргументации в процессе воздействия;
когда для применения методов убеждения есть достаточно времени, которое необходимо для неоднократного подтверждения и обдумывания фактов и аргументов.
Методы воздействия включают в себя:
воздействие источника информации — убеждение будет более эффективным при лояльном отношении людей к источнику, от которого они получают информацию;
воздействие содержания информации — оно должно быть доказательным (логика, правдоподобие) и убедительным (логическое и эмоциональное воздействие информационного сообщения);
воздействие ситуации информирования — попытки убедить объект могут быть применены в ходе беседы (прямое убеждение) или через различные акции (косвенное убеждение).
Не последнюю роль играет и правильное применение методов убеждения и принуждения:
1. верная ориентированность;
2. направленность на конкретный объект;
3. ориентированность на интеллектуально-познавательную сферу психики;
4. направленность на побуждение к определенному поведению.
Методы убеждения применяются в следующих целях:
привлечение к совместному сотрудничеству;
изменение установок и взглядов человека в необходимом направлении;
побуждение человека к тому или иному поступку.
Очень важно внимательно относится к настрою человека по отношению к вашим аргументам — явная симпатия, безразличие или отрицание. И попытка грубо навязать свое мнение всегда будет иметь отрицательный результат, т. к. это воспринимается как ограничение свободы выбора.
Любое попытка воздействия на сознание человека — это сочетание методов убеждения и принуждения в разных пропорциях.
Легче убедить тех, кто обладает ярким воображением и больше ориентирован на внешний мир.
Труднее убеждать враждебно настроенных личностей со скрытым стремлением к власти, с готовностью всегда изменить свое мнение под воздействием других субъектов.
Предварительно с человеком следует провести несколько подготовительных встреч, чтобы понять, как мягко и ненавязчиво применить ваши методы убеждения и воздействия.