На работе иногда приходится сообщать плохие новости — как сказать сотрудникам их так, чтобы не испортить с ними отношения? Ведь, с одной стороны, вы никоим образом не повинны в том, рубль падает, товарооборот уменьшается и инвестиции оказываются убыточными, а с другой стороны, именно вам приходится сообщать об этих неприятнейших событиях, и есть риск, что ваши партнеры, коллеги и подчиненные косвенно будут испытывать неприязнь к вам.
Бизнес-психология утверждает, что можно научиться правильно сообщать плохие новости и сохранять добрые отношения с сотрудниками. Правда, этому придется поучиться.
Правило 1: сохраняем лицо
Если, собираясь
оповестить сотрудников о плохих новостях, вы принимаете самоуничижающий или извиняющийся тон, у них возникает подсознательное стремление рассердиться не на плохие новости, а на вас. Что делать: стремление найти виноватого заложено в нас очень глубоко, и поэтому тем более не нужно потакать этому стремлению у своих сотрудников. Вы сами не несете вины за неприятные новости, поэтому сохраняйте самоуважение и достоинство. Для того чтобы правильно сообщать плохие новости, психологи рекомендуют начать разговор или письмо с ненавязчивой похвалы в собственный адрес, которая покажет, что отнюдь не ваши действия являются причиной неприятных известий.
Правило 2: проявляем эмпатию
Эмпатия — это высшее проявление человечности, при котором мы мысленно ставим себя на место собеседника. Постарайтесь заранее представить, насколько неприятна ваши плохие новости коллегам. Представили? А теперь давайте подержим и подбодрим их, чтобы им было легче перенести удар. Поэтому, похвалив себя, похвалите и их. С верой в себя и с уважением к своим достижениям они смогут менее болезненно воспринять горькую правду.
Правило 3: говорим четко и по существу
Как сказать сотрудникам самое главное? Каким бы неприятным ни было известие, сообщайте все обстоятельства спокойно, четко и лаконично. Ваша задача — изложить конкретные факты такими, каковы они на самом деле, не пытаясь их смягчить или приукрасить. Ведь эти плохие новости от вас не зависят.
Правило 4: устанавливаем сопричастность
В первую очередь для вас важно, чтобы необходимость именно вам
оповестить сотрудников о плохих новостях не превратилась в разъединяющий фактор между вами и ими. Поэтому, сообщив все неприятное, необходимо сплотиться с ними, показать, что вы плывете в одной лодке. Это и есть сопричастность.
Сопричастность играет огромную роль в создании приятной, стабильной и безопасной атмосферы, независимо от того, идет ли речь о семье, о компании или о государстве. Чем сложнее ситуация, в который вы — все вместе — оказались, тем больше нужно подчеркнуть ваше единство. Плохие новости — это еще один повод сплотиться.
Правило 5: надежда не умирает
Каким бы плохим ни было известие, надежда на лучшее никогда не должна оставлять вас. И раз уж вам пришлось донести плохие новости до коллег, вы просто обязаны дать им и надежду — и не в стиле «как-нибудь обойдется». Настоящая, неложная надежда всегда обоснована, и ваши собеседники или респонденты должны осознать, что преодоление обстоятельств зависит от их и ваших конкретных действий: это в ваших силах. Предложите также свои идеи, как смягчить последствия неприятностей: конкретный план действий направит мысли на поиск конструктивных решений.
Правило 6: высказываем свое отношение
В конце сообщения, будь оно устным или письменным, вам необходимо четко обозначить свою позицию и показать свое отношение к случившейся неприятности. Это должно быть сказано предельно лично и искренно, только тогда ваш адресат воспримет вас как живую, чувствующую, мыслящую личность, с которой можно и дальше выстраивать какие-то отношения. Ваша задача не просто
оповестить сотрудников о плохих новостях, но помочь им преодолеть трудности, и прежде всего своим участием, своим сочувствием, своей открытостью для дальнейшего контакта.
Согласитесь, что все эти правила совсем не сложны и их выполнение не требует особых усилий. Однако если вы им последуете, то даже самые плохие новости станут новой ступенькой в ваших отношениях с пострадавшим адресатом.
Если вам приходится
сообщать плохие новости — как сказать сотрудникам и укрепить свои контакты с ними? Теперь вы это умеете.