Каждый руководитель понимает, как важно
разрешение конфликтов на работе. Если такие неприятности часто происходят в коллективе, он становится деморализован, падает продуктивность. И при этом не бывает такого, чтобы конфликты на рабочем месте не происходили вообще. К слову, в некоторых случаях они могут иметь весьма продуктивный характер, если они касаются производственных процессов. Но на деле очень трудно различить производственные и личные конфликты на рабочем месте.
Поиск виноватых
Часто конфликты и пути их разрешения заложены в модель организации бизнеса. Таким образом спор между различными отделениями должен принести пользу бизнесу. Но часто участники спора срываются на личности и тогда конфликт выходит из конструктивного русла.
В других случаях конфликты могут возникнуть из-за неправильной организации работы, когда дублируются функции сотрудников, у которых разный подход к их выполнению. В таких случаях можно использовать
типичные методы разрешения конфликтов.
Личностная сторона вопроса
Гораздо сложнее дается
разрешение конфликтов на работе, которые имеют личностный характер. Тут надо суметь найти индивидуальный подход к каждому сотруднику. Важно не пустить дело на самотек, мол, взрослые люди, пусть решают вопрос самостоятельно. Как правило, такие конфликты имеют высокую эмоциональную окраску, а потому прийти к оптимальному решению стороны не могут. Поэтому директор или HR-менеджер должен выступить в качестве посредника. Иногда разрешение конфликтов на работе можно провести только через увольнения разжигателей споров. К этому надо быть готовым.
Ищем положительные стороны
Как это ни странно, но сами конфликты, равно как и
разрешение конфликтов на работе, могут иметь положительные последствия. Открытый конфликт позволяет увидеть проблему и заняться ее решением. Кроме того, в таких случаях есть возможность обозначить свою позицию и увидеть позицию других.
Но не стоит слишком обнадеживаться положительной стороной. Конфликт всегда ведет к напряженности в коллективе и провоцирует личностные ссоры. Поэтому важно не выпускать их из-под контроля.
Способы разрешения конфликтов во многом зависят от позиции руководителя по отношению к сотрудникам. И излишнее панибратство, и чрезмерная отдаленность может вызвать свои сложности. Руководителю надо помнить, что с него все время берут пример в поведении в коллективе.
Новый сотрудник
Не так редки случаи, когда появление нового сотрудника в коллективе вызывает давление на него со стороны коллектива в целом. Как правило, это говорит о плохих качествах руководителя. В этом случае способы разрешения конфликтов лежат в четком разъяснении сотруднику его обязанностей и достаточном времени на то, чтобы с ними освоиться.
Часто сотрудники могут по какой-то причине завидовать новому сотруднику. При этом помощи и поддержки ему ждать не от кого. Часто такие сотрудники просто увольняются. Поэтому текучка кадров – явный признак мобинга, то есть травли новичка со стороны «старых» сотрудников.
Способы разрешения конфликтов
Конфликты отбирают до 15% рабочего времени и снижают производительность на 20%, поэтому бороться с ними просто необходимо. Далее предлагаем некоторые способы разрешения конфликтов.
360 градусов
Каждому из сотрудников дается анкета, в которой он дает оценку себе, каждому сотруднику и руководителю. В таких случаях можно проследить отклонения в самооценке и увидеть роль каждого сотрудника в коллективе, друзей, врагов и основной источник проблем.
Профилактика
Руководителю не стоит отмахиваться от проблемы разрешения конфликта, перекладывая ее на плечи HR-отдела – он должен быть только посредником, дать беспристрастный взгляд на вещи. Принимать же решения в конфликтной ситуации должен сам руководитель.
Но руководитель сам может предупредить конфликты. Нередко к ним приводит
нерабочая обстановка: проходной офис, плохо проветриваемое или освещаемое помещение и т.д. Важно уметь видеть, откуда можно ждать возникновения конфликтной ситуации и вовремя предупредить ее. Маленькие конфликты всегда будут возникать и быстро гаснуть. Но надо следить, чтобы они не разгорались до уровня департаментов. Хотя иногда конфликт помогает увидеть потенциал того или иного сотрудника.
Самое важное – не дать производственному спору перерасти в уровень конфликта. А если так уж случилось, то суметь найти верное
разрешение конфликтов на работе.