Рецепт успешной деловой встречи, совмещенной с обедом, может казаться простым. «Давайте обсудим все за обедом», говорите вы клиенту или партнеру. Договариваетесь и дате и месте встречи. Звучит достаточно просто. Но эта простота обманчива.
Деловая встреча за обедом — мероприятие неформальное, однако здесь существует ряд правил, которые нельзя нарушать. За обедом вы можете показать как свои кулинарные познания, так и плохой вкус. В этом процессе существует масса моментов, в которых можно ошибиться.
Однако ингредиенты успешного делового обеда — не тайна, покрытая мраком.
Самая распространенная ошибка, допускаемая во время делового обеда — грубое отношение к персоналу заведения. Среди других частых ошибок можно отметить:
1) опоздание;
2) плохие манеры за столом;
3) слишком неформальная форма одежды.
Если вы в бизнесе хотя бы пару месяцев, вы знаете, насколько важно прибыть на встречу вовремя, знаете, как надо пользоваться салфеткой во время еды и понимаете, что соответствующая статусу встречи одежда подчеркивает ваше уважение к клиенту/партнеру.
Что же еще может негативно отразиться на результатах делового обеда? Ниже приведены 4 ошибки, которые можно предотвратить.
1. Выбор неподходящего ресторана.
Выбор ресторана — задача простая только на первый взгляд. Некоторые из них просто не подходят для проведения деловых обедов. Медленное обслуживание, неуклюжие официанты, проливающие кофе на пиджаки гостей, низкое качество еды — все это так или иначе скажется на переговорах, которые вам предстоит провести. Поэтому подходите к выбору ресторана основательно. Благо, сегодня в интернете можно найти не предвзятые отзывы о заведениях в любом более-менее крупном городе. Если поиск таких отзывов и мнений не увенчался успехом, проведите соответствующий опрос на тематических форумах. Не забывайте и о своих друзьях, коллегах, знакомых, близких: они также могут порекомендовать вам то или иное место.
Не менее важным является и знание предпочтений будущего собеседника. Здесь можно не выдумывать тайных путей получения информации и не искать секретных агентов. Просто спросите клиента/партнера о его кулинарных пристрастиях. Согласитесь, будет некорректно приглашать в рыбный ресторан человека, страдающего от аллергии на дары моря. Не менее некрасиво назначать встречу с вегетарианцем в заведении, дежурное блюдо которого — стейк с кровью.
Также следует уделить внимание выбору столика: вам требуется ограниченное пространство, где вы могли бы говорить, не боясь быть услышанным людьми за соседними столиками. Отдельная кабинка в ресторане также хороша тем, что там общий звуковой фон заведения, который может быть достаточно громким, мешает беседе не так сильно, как за столиком в общем зале.
2. Неверный подбор участников встречи
Деловой обед в лучшем ресторане является обедом лишь на половину, поэтому не стоит брать с собой жену или подругу, даже если вы хотите совместить полезное для дела с полезным для вашей личной жизни. Вам предстоит обсуждать серьезные вопросы, и, не исключено, ваш собеседник не станет касаться особо щепетильных тем в присутствии посторонних.
Кроме того, не стоит приглашать на встречу бухгалтера или юриста компании — то есть специалиста, который начинает работу после согласования сделки — если ваш деловой обед предполагает только проведение предварительных переговоров с последующим заключением неформального соглашения о намерениях.
Чтобы не возникло никаких недоразумений, после согласования места и даты встречи пошлите клиенту/партнеру письмо с перечнем лиц, которые примут участие в деловом обеде с вашей стороны, даже если вы будете один. В этом же письме попросите будущего собеседника уточнить список участников с его/ее стороны. Такой ход, кроме всего прочего, может дать вам важную дополнительную информацию: например, если в ответном письме клиент/партнер укажет, что с ним на обед придут коммерческий директор, юрист, бухгалтер или любой другой специалист, принимающий решения или отвечающий за решение совершенно определенных задач, вы будете знать, что внутри его компании решение — скорее всего, положительное — уже принято. И не забудете прихватить на встречу проект договора.
3. Неверное начало встречи.
В разных культурах есть свои неписанные правила начала делового обеда. В Америке, например, считается неприличным начинать переговоры до того, как официант вручит вам меню. В некоторых других странах обсуждение деловых вопросов начинается только после первого бокала вина, а кое-где заказывать спиртные напитки на деловой встрече в ресторане вообще считается неприличным. Однако, в любой точке мира выгодной тактикой является начало серьезных переговоров после употребления основного блюда. Такой подход имеет ряд преимуществ: насыщение желудка едой всегда положительно сказывается на настрое любого человека, а переговоры всегда проходят лучше, когда стороны довольны внешними и внутренними обстоятельствами. Ну а в России — стране великой культуры питья — настроение за столом повышается не только горячим, но и горячительным.
4. Неверное завершение встречи.
Завершение встречи имеет столь же большое значение, как и ее начало. Вне зависимости от деловых результатов обеда, всегда благодарите собеседника. При возможности дублируйте произнесенное вслух «спасибо» в электронном письме. В это же письмо можно вложить какие-либо данные, имеющие отношение к теме состоявшегося разговора — коммерческое предложение, прайс-лист и т.п. Однако не отправляйте никаких сообщений, если встреча завершилась на повышенных тонах — такое послание будет воспринято как издевательство, что в итоге отрицательно скажется на репутации вашей компании.
Следующее замечание особенно актуально для нашей России:
не налегайте на алкоголь. Вы должны знать свой предел, и никогда не превышать его на деловых встречах. Иначе ваша встреча может закончиться ровно тогда, когда закончится спиртное в бутылке. И результат такой встречи будет в лучшем случае нулевым.