Руководители в последнее время постоянно думают о том,
как организовать обучение персонала, виды обучения бывают разные, и как выбрать наиболее эффективный, знают не все. Кроме того, правильно организованное обучение персонала может стать хорошей мотивацией к дальнейшей работе.
Кроме всего прочего, разнообразные методы обучения персонала дают возможность внедрить технические и технологические новинки на производстве, повышают уровень коммуникации внутри коллектива, помогают компании и персоналу чувствовать пульс времени, а также повысить экономическую отдачу от производства в целом и каждого отдельно взятого сотрудника.
Цели обучения персонала
Они различны у работодателя и сотрудников. Так, работодатель стремится внедрить нововведения и адаптировать их под свои задачи, сформировать и интегрировать персонал, научить его устанавливать, осознавать и решать проблемы, сформировать и организовать управленческий персонал. Цели обучения персонала с точки зрения самих сотрудников – это развитие своих способностей в плане организации и планирования работ, приобретение специальных знаний в сфере работы тех организаций, которые влияют на работу компании, поддержание и повышение квалификации.
Виды обучения персонала
Прежде чем внедрить
обучение персонала на предприятии, необходимо определить программу такой подготовки. Существую такие виды обучения персонала.
Подготовка – обучение специалистов с нуля. Повышение квалификации – усовершенствование навыков, умений и знаний в профессиональной области из-за повышения требований к профессии. Переподготовка – обучение новым знаниям и умениям.
Можно обозначить 3 основные концепции обучения персонала, если вести речь о квалифицированных сотрудниках. Это специализированное обучение, которое направлено на внедрение знаний в самые короткие сроки на действующем рабочем месте. Многопрофильное, которое позволяет экономить на нескольких специалистах в смежных областях, но повышает ценность сотрудника. Соответственно, и риск его потерять может дорого стоить. Существует также обучение персонала, ориентированное на конкретную личность сотрудника. То есть развитие его природных талантов и способностей. В область предмета входят знания (теоретические, практические, методические), умения (способность применить полученные знания), навыки (высшая степень умения), способы поведения.
Методы обучения персонала
Существует 2 главных метода обучения персонала: без отрыва от производства и с отрывом. На рабочем месте используются такие простые методы обучения персонала, как целенаправленное накопление опыта, инструктаж на производстве, ротация (определение нового рабочего места), работа стажером или ассистентом, наставничество, подготовка в проектных группах. За пределами рабочего места возможны такие несложные
методы обучения персонала, как чтение лекций, курсы обучения по специальной программе, встречи с руководством, дискуссии, экскурсии, «круглые столы», семинары, конференции, тренинги, самостоятельное решение задач производственной практики, деловые игры, самостоятельное освоение знаний, моделирование проблем, рабочие группы. Также можно совмещать методы из одной и другой групп.
Оценка обучения
В оценке необходимости обучения персонала, необходимо исходить из того, что затраты на обучения должны быть ниже, чем издержки на другие способы оптимизации производства. При этом стоит учитывать, что проще оценить затраты в случае обучения с отрывом от производства, если оценивается физический труд, количество бракованного материала, отзывов клиентов, а также если работодатель получает больше, чем просто повышение эффективности труда. В целом же, как провести и применить
обучение персонала, виды обучения зависит от задач и потребностей компании.