Составление
характеристик на детей, считается одним из самых доступных, действенных и популярных способов, который помогает определить и выявить индивидуальные психологические особенности детей. Характеристика, которая грамотно и объективно составлена, может стать отличным помощником в налаживании контакта с ребенком для нового педагога. Педагог получит представление о особенностях личностных качеств ребенка, сможет более рационально выстроить свою педагогическую работу и создать максимальные условия для адаптации и развития ребенка (школьника). Важно помнить, что предвзятое отношение к ребенку, отрицательно сказывается на составление характеристики и в дальнейшем может негативно повлиять на отношения между педагогами и учеником.
Нельзя не заметить, что
требования к характеристике на ученика в различные исторические периоды были обусловлены разными социально-историческими аспектами и зависели от требований к психологическим личностным особенностям ребенка. Еще сейчас можно увидеть составленные характеристики педагогами в произвольной форме и по педагогическим рекомендациям Министерства образования. И такие характеристики кардинально отличаются друг от друга описанием показателей, и те и другие имеют свои достоинства и недостатки.
Сравнивая и анализируя формы характеристик, которые актуальны и сегодня, а также критерии оценивания учеников, можно сформировать требования, которые должны быть учтены при составлении
характеристики на ученика:
1. объективное отображение индивидуальных психологических особенностей, которые проявляются в период обучения и в поведении ученика;
2. оцененный уровень преобладания конкретных особенностей ученика;
3. отношение педагога к ученику;
4. стандартность схемы составления;
5. легко воспринимаемой в прочтении и понятной для незнакомых с учеником педагогов;
6. не трудоемкой по процессу составления.
Такие требования позволили разработать Психолого-педагогическую карту учащегося. Которая использует методику экспертного оценивания в виде графиков (в роли эксперта выступает классный руководитель). Такая карта помогает в составлении максимально правильной и объективной характеристики на ученика.
В карте особенности учеников отображаются в виде шкалы, края которой содержат минимальную и максимальную величины выражения личностных особенностей. С одной стороны отображается крайняя степень выражения личностной особенности или поведения, с другой – отображается отсутствие данной особенности в поведенческих проявлениях или противоположное выражение данной особенности. Заполняя карту, нужно на всех шкалах отмечать степень выражения конкретной особенности. Удаленность от обоих краев шкалы и характеризует ученика согласно оцениваемой психологической особенности.
Анализ выставленных педагогом оценок в карте по шкалам, позволит увидеть отношение педагога к ученику и обратить внимание на зоны конфликта в общении.
Заполнять данную карту рекомендуется на каждого школьника в определенные периоды обучения, для того чтобы своевременно выявить первостепенные задачи во время обучения и воспитания и чтобы новому учителю помочь разобраться в особенностях характера учеников для плодотворной работы с ними.
Итак, данные карты составляются по окончанию:
3 класса, в карте содержаться обобщенные сведения об ученике, и составляется учителем начальной школы для педагога средней школы;
7 класса, составляется для выявления профилирующих наклонностей ученика в период, когда ученик переходит к дифференцированному обучению;
9 класса, составляется для определения профессиональных предпочтений ученика, для более конструктивной подготовки перед поступлением в ВУЗ.
Для школьников с одиннадцатилетним периодом обучения, карта составляется по окончании 4, 8, и 10 классов.
Характеристика на ученика 3 класса (408)
Характеристика на ученика 7 класса (320)
Характеристика на ученика 9 класса (373)