21 ноября 2015, просмотров: 10444, Раздел: Бизнес идеи
Одним из вариантов успешного бизнеса является бизнес по производству лаваша. На прилавках продуктовых магазинов наряду с привычными буханками и батонами появились разные виды лавашей, которые представляют собой пресные тонкие пшеничные лепешки. Тонкий лаваш представляет национальную кухню народов Кавказа и некоторых регионов Ближнего Востока. Это плоская овальная лепешка толщиной не более 0,5 см, длиной до 110 см, шириной до 50 см имеет вес около 250 грамм. Правда, одна из разновидностей тонкого лаваша, ролл, может иметь длину значительно большую — до двух метров.
Почему выгоден бизнес по производству лаваша
Производство лаваша — прибыльный и рентабельный бизнес, несмотря на высокую конкуренцию. Объяснить это просто:
• Лаваш востребован у потребителя, ведь он может быть использован не только в качестве самостоятельного продукта, но и служить составляющим ингредиентом для приготовления других блюд;
• Лаваш считается здоровым продуктом, что увеличивает его популярность;
• Продажи лаваша в отличие от продаж других хлебных продуктов не зависят от сезона, армянский лаваш хорошо продается, как летом, так и зимой, тогда как реализация белого хлеба в тёплое время года заметно снижается.
• Технология производства тонкого лаваша очень простая.
Приготовление тонкого лаваша не требует специальных навыков, достаточно знать очередность выполнения операций. Для того чтобы приготовить традиционный армянский лаваш, нужна специальная печь — тандыр, но для производства лаваша на продажу обычно используют современные автоматизированные компактные линии. Вариант современного приготовления лаваша с помощью автоматического оборудования более приемлем для предпринимателей, поскольку себестоимость такой выпечки оказывается вдвое ниже, да и проблем с ингредиентами и их пропорциями не возникнет. В сутки можно произвести более 30 тысяч лавашей.
Технология приготовления лаваша
Производители оборудования для производства тонкого лаваша предлагают следующую рецептуру: на 100 кг готового продукта — 80 кг муки, 85 литров воды для замеса и увлажнения, 2,5 кг соли. Несложно рассчитать себестоимость — всего 6-7 рублей за упаковку, розничная же цена будет в 3-4 раза выше.
Чтобы координировать работу линии по выпечке бездрожжевого теста, достаточно всего двух человек. Сама же линия весьма компактна, она состоит из раскаточной машины, туннельной печи, транспортера-увлажнителя, накопительных и упаковочных столов, вытяжных зонтов и труд и пульта управления.
Несмотря на плюсы, которые очевидны при использовании автоматизированных линий, есть противники этой технологии, которые считают, что приготовление тонкого лаваша с помощью автоматики недопустимо. Их аргументы следующие:
• Для получения качественного продукта лаваш должен вручную натягиваться на матрицу заготовки.
• Использование газовой печи при производстве лаваша придает продукту запах газа.
Так же противники автоматической линии считают, что предпочтительнее использовать для производства лаваша стандартное оборудование, применяемое при выпечке хлебобулочных изделий. Имеются ввиду вибрационный просеиватель муки, машины для замеса и раскатки теста, печь. Выработка при использовании стандартного оборудования — 1000 лавашей за смену.
Технология приготовления лаваша следующая:
• Тесто объемом не более 25 литров замешивается в тестомесе не менее получаса;
• Тесто делят на 140-граммовые кусочки и накрывают целлофаном во избежание заветривания и высыхания;
• Раскаточная машина делает тонкие лепешки;
• Готовые лепешки, пересыпанные мукой, собирают в стопку и накрывают целлофаном;
• Выпечка лепешки производится после натяжения ее на подушку-матрицу. Приготовление тонкого лаваша отличается важной особенностью — жарочная поверхность не смазывается жиром.
Нужно быть готовым к тому, что изначально может возникнуть проблема правильного подбора соотношения ингредиентов, в частности муки и воды, для получения теста нужной пластичности. Рецептура лаваша предоставляется и поставщиками оборудования, но свой рецепт лаваша в итоге производителем вырабатывается самостоятельно.
Что нужно учесть, открывая собственный бизнес по производству лаваша?
• Помещение. Если планируется установка автоматизированной линии, то необходимо помещение площадью не менее 120 кв. метров; если устанавливаться будет отдельное оборудование, то достаточно будет площади в 30 кв. метров. Помещение можно купить или взять в аренду. В зависимости от месторасположения и региона ежемесячная плата по аренде помещения может составлять 55-70 тысяч рублей. Требования к помещению:
- Соответствие санитарным нормам и правилам;
- Наличие горячего и холодного водоснабжения;
- Оборудование помещения канализационным стоком и вентиляцией, возможно, форточной;
- Стены необходимо облицевать плиткой, потолки — побелить;
- Запрещено размещение в подвале;
- Наличие бытовых и подсобных помещений.
• Работники с личными медицинскими книжками: тестомес, пекарь, упаковщики, а также торговый представитель для реализации лаваша.
• Документация. Для того, чтобы открыть бизнес по производству лаваша, нужно получить разрешение СЭС и декларацию на продукцию, согласовать с пожарниками и Ростехнадзором план производственного помещения, на котором будет отображена расстановка оборудования. На оформление документации уйдет около месяца;
• Оборудование.Необходимое оборудование для производства лаваша будет отличаться в зависимости от того, какой вариант производства выбран:
а) Автоматизированное производство. Потребуются: производственная линия, которая обойдется в 2,8 млн. рублей, и тестомес (около 100 тыс. рублей). Производители обещают, что линия должна безаварийно работать более пяти лет.
б) Отдельное оборудование. Потребуются: печка (стоимость — 60 тыс.рублей), машина для замешивания теста на 25 литров или больше ( стоимость — около 100 тыс.рублей) и машина для раскатки (стоимость порядка 200-250 тыс.рублей). Покупка подержанного оборудования поможет сэкономить 35-40% стоимости. Для начала можно попробовать раскатывать тесто вручную, сэкономив на раскаточной машине, но с увеличением объемов производства потребуется не только она, но и дополнительные единицы другого оборудования.
• Сырье. На первую партию тонкого лаваша придется потратить около 50 тыс. рублей на сырье. Поскольку сырье простое и особых требований к нему нет, то проблем с поиском поставщика не возникнет. Однако готовить лаваш на низкосортном сырье не стоит, специалисты придерживаются мнения, что экономия в данном вопросе неуместна;
• Упаковка. Ее вместе с готовыми этикетками могут предложить поставщики автоматизированной линии. Если приобретать упаковку самостоятельно, нужно учитывать, что целлофановый пакет с наклейкой будет стоить около 1 рубля за штуку. Особое внимание необходимо уделить дизайну этикетки. Именно яркая, привлекающая внимание этикетка сможет заинтересовать покупателя. Успешная продажа тонкого лаваша, особенно в начале деятельности предприятия, зависит не только от качества, но и от рекламы.
• Дополнительные расходы: ежемесячная зарплата работников (до 20 тыс. рублей на каждого), регистрация ИП или ООО, оформление пакета документов по производству и сбыту (порядка 35 тыс. рублей). Нужно предусмотреть еще около 100 тысяч рублей на другие расходы.
Полезные рекомендации по успешному ведению бизнеса:
1) Срок хранения лаваша в соответствии с ГОСТом — три дня. Однако технология производства тонкого лаваша позволяет увеличить этот срок, качественный и хорошо пропеченный продукт сохраняет свои потребительские качества до десяти суток.
2) Можно разнообразить ассортимент выпечки. Помимо тонкого лаваша можно печь лепешки из кухонь других народов мира, например, мексиканские тонкие лепешки — тортильясы.
3) Наиболее выгодна продажа тонкого лаваша в сетевых торговых компаниях и супермаркетах. Начинающему предпринимателю сложно начать такое сотрудничество, но к этому нужно стремиться.
Вывод: производство лаваша окупается достаточно быстро. В зависимости от загрузки производства (речь идет об автоматизированной линии) и наличия постоянного рынка сбыта продукции срок окупаемости может варьироваться от пяти до девяти месяцев.
Бизнес по производству лаваша вполне можно открыть в рамках собственной семьи, не задействуя для работы посторонних лиц, поэтому является отличным вариантом семейного бизнеса.