Множество откликов получила суждение когнитивного диссонанса Фестингера. Пожалуй, не найдется более популярной мотивации, существовавшей в 60-е годы, чем исследование причин появления и следствий
когнитивного диссонанса. Поговорим лишь на некоторых из них.
В 1957 году, когда Фестингер создавал теорию когнитивного диссонанса, то он отталкивался от теории познавательного баланса Хайдера и теории поля Левина. Но решающим моментом стало одно любопытное явление: во многих деревнях Индии, после землетрясения, начали распространяться слухи о новых землетрясениях. Удивительным было то, что в деревнях, в которых ходили слухи, не являлись пострадавшими в землетрясении.
Главной аксиомой теории является стремление к конгруэнтности и согласованности когнитивных репрезентаций, к гармонии себя и внешнего мира. В теории говорится об отношениях между мотивационными эффектами и содержанием когнитивных элементов, вызываемыми направлением к согласованности, в случае возникновения противоречия между двумя элементами. Изначально необходимо выяснить, что в теории понимается под элементами и отношениями. Связи, как правило, рассматриваются только лишь между парой каких-то элементов. Отношения могут быть: диссонантными – из одного элемента происходит что-то противоположное другому, консонантными – один элемент происходит и другого, ирре-левантными – элементы связаны между собой. Под элементами понимаются ценности, убеждения, отдельные сведения.
Так как
когнитивный диссонанс переживается как что-то неприятное, то появляется возможность восстановить согласованность и редуцировать диссонанс. Субъект вместе с попытками сократить диссонанс, избегает информации и ситуаций, которые могут увеличить его. Диссонанс, в сущности можно трояким образом редуцировать: 1 - уменьшить важность диссонансных элементов, 2 - добавить новые элементы, которые с имеющимися элементами уже согласуются, 3 – изменить в диссонансных отношениях один или несколько элементов.
На примере курильщика можно продемонстрировать все варианты:
1 – курильщик повышает ценность курения, внушая себе, что курение повышает работоспособность и улучшает самочувствие; также он может опасность рака обесценить, решив, что завтра-послезавтра найдется способ лечения рака;
2 – прибавив новые элементы, смягчив диссонанс, он может вспомнить о заядлом курильщике или знакомых курильщиках, у которых отменное здоровье, или вспомнить, что причиной ракового заболевания могут стать и другие факторы;
3 – сократить когнитивный диссонанс, изменив несколько или один элемент, можно таким образом: совсем бросить курить либо же сократить количество выкуриваемых сигарет, ограничить себя от информации о раке легких.
Зайонк в 60-е годы сформулировал 9 постулатов, которые отображают состояние разработки данной теории:
•
Когнитивный диссонанс – это отрицательное состояние;
• Индивид, в случае диссонанса, старается элиминировать или редуцировать его и пытается действовать так, чтобы уйти от событий, которые это состояние усливают;
• Субъект, при наличии согласованности, старается избегать тех событий, которые порождают когнитивный диссонанс;
•
Интенсивность или глубина когнитивного диссонанса зависит от: значительности соответственных знаний и от сравнительного количества знаний, которые взаимосвязаны с отношением диссонанса;
• Сила направлений, которые перечислены в 2 и 3 пункте, является от глубины диссонанса прямой функцией;
• Когнитивный диссонанс можно уничтожить или редуцировать, если добавить новые знания или же изменить уже имеющиеся;
• Добавление новых знаний сокращает диссонанс, если: новые знания одну из сторон усиливают и этим уменьшают количество диссонансных элементов или же новые знания меняют важность когнитивных элементов, которые между собой находятся в состоянии диссонанса;
• Изменение имеющихся знаний
редуцирует когнитивный диссонанс, если: новое содержание противоречит остальным знаниям или понижается их значимость;
• Если новые знания не используются или изменены существующие с помощью пассивных процессов, появляется поведение, которое способствует восстановлению согласованности.
Данные постулаты были подтверждены в разных сферах поведения: частично в полевых исследованиях, которые максимально приближены к реальной жизни; но чаще в лабораторных искусственных экспериментах. По утверждениям Фестингера имеется четыре главные области феномена, где важную роль играет
редукция когнитивного диссонанса. В этих областях начались многочисленные исследования:
• Конфликт после вынесения решения;
• Совершение вынужденных поступков, на которые не пошел бы сам субъект;
• Селекция информации;
• Разногласие с убеждениями социальной группы.
Конфликты после вынесения решения
Когнитивный диссонанс может быть вызван разрешением спора волевым решением. Когда человек должен выбрать что-то одно из двух, отрицательные стороны выбранной альтернативы и положительные стороны отклоненной альтернативы формируют диссонанс с обоснованным решением. Напротив, положительные стороны выбранной и отрицательные стороны отклоненной альтернативы увеличивают согласованность решения. Как правило, человек в стадии конфликта перед принятием решения, осознает всевозможные конфликты после и вследствие этого старается уменьшить диссонанс, появляющийся после принятия решения. Например, собирает тщательно информацию о результатах выбора одной или второй альтернативы. Когда окончательно принято решение, основательно меняется психологическая ситуация.
Вынужденное согласие
Самая изученная область феноменов имеет отношение к весьма специфической ситуации, которая порождает когнитивный диссонанс, а именно – вынужденное согласие, приводящее к действиям, которые сама личность для себя не способна удовлетворительно обосновать.
Когнитивный диссонанс появляется не, потому что субъекту угрожают наказанием или обещают вознаграждение. Выраженность диссонанса велика особенно тогда, когда личность строго добровольно и постепенно позволяет себя вовлечь в деятельность, которая по окончанию оказывается недостаточным компенсированным вознаграждением и является чем-то, что потребовало довольно больших усилий. Чтобы в этой ситуации уменьшить когнитивный диссонанс, нужно задним числом обесценить его негативные аспекты или увеличить ценность совершаемого действия. Тем самым согласие становится понятным и получает обоснованность.
Селекция информации
Характерную возможность редуцировать диссонанс, возникший после соглашения решения, предоставляет отбор информации – Фестингер незамедлительно обратил внимание на эту возможность. Люди выбирают и ищут ту информацию, которая увеличивает ценность избранной альтернативы поведения и понижает отвергнутую, при этом игнорируется противоположная информация.
Разногласие с убеждениями социальной группы
К сожалению, анализ исторических материалов и полевые исследования, приближенные к жизни по сей день остаются исключениями. Преобладают в основном лабораторные эксперименты, где точка зрения испытуемого сходится с убеждениями прочих людей. При этом диссонанс растет с повышением расхождений между сходящимися убеждениями, степенью доверия и привлекательности коммуникатора, важностью темы. Редукция возникшего когнитивного диссонанса является следствием экстремизации своих убеждений (эффект бумеранга) или сближения своих и чужих убеждений.
Итак,
что такое когнитивный диссонанс? Это психический дискомфорт индивида, который вызван столкновением в его сознании конфликтующих утверждений – эмоциональные реакции, ценности, верования и идеи.