Мы живем в обществе и общении, и очень часто многие из нас остро реагируют на критику в свой адрес. Как выяснили психологи в ходе проведенных исследований, отрицательные отклики и отзывы более значимы для человека, чем положительные. Наше отношение к критике таково, что мы больше внимания обращаем на критику, а не на похвалы.
Как относиться к критике? Критика будет полезной и не подорвет здоровье, только в том случае, если иметь установки по её восприятию. Что же это за установки?
Как гласит толкование понятия «
Критика - это обсуждение, разбор чего-нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки; отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков».
Разбор полетов не лучший момент в жизни, но многие люди настолько сильно реагируют на эти результаты, что возникают различные заболевания на этой почве. Так, значит, критика не конструктивна и опасна, и с критичными выступлениями коллег стоит бороться?
Отношение к критике во многом зависит от того, какова была форма преподнесения критичных замечаний – на «психологический осадок» после критики влияет фактор времени и места. Высококлассные управленцы проводят разбор ошибок через определенное время – когда эмоции утихли и «головы» у всех стали холодными.
Критика будет полезна, если следовать определенным правилам:
Меня критикуют! «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!» - все запишу, в дальнейшем использую, это мой опыт, это мой багаж. Замечания откроют мне глаза на недостатки, до которых у меня «не доходили руки. Это те самые недостатки, которые мешали мне на пути к успеху.
Критикуют, значит, я на виду, оценили мои способности, верят в меня. Заметили недостатки – значит, стараются помочь от них избавиться, готовы помочь мне работать и дальше. Учтите, что взгляд со стороны, покажет истинную картину вещей, покажет те моменты, которые, как казалось, работали хорошо.
С другой стороны, отсутствие критики - это возможный знак отсутствия «интереса» руководства и коллектива ко мне, как к работнику.
Из любой информации, пусть даже это критика, нужно извлечь пользу.
Сладкая пилюля очень часто лишь снимает симптомы, а не лечит. Пусть прозвучит вся правда о допущенных недочётах!
Конструктивная – значит в прицелом на улучшение.
Не строим догадки по поводу мотивов выступающего, обращайте внимание на суть проблемы. Развивайте в себе навык «вскрытия» скрытых рациональных зерен – найти там, где на первый взгляд его нет.
Как воспринимать критику от начальства? Слушая замечания в свой адрес – не зацикливайтесь на рангах и званиях выступающих.
Обращайте внимание на суть критичных высказываний, слушайте внимательно, но вместе с тем, отсекайте мысленно все лишнее в пламенных речах - вам важен только анализ недостатков.
Эффективное слушание критики – воспринимать критику следует с позиции: «Я сделал вот так, а можно сделать ещё лучше!»
Пусть для вас моменты «критичных выступлений» станут временем для физического отдыха, временем для анализа. Когда ещё будет такая возможность, вот так спокойно посидеть, подумать, составить планы, обдумать дальнейшие шаги.
Замечания коллег, очень часто, это анализ тех сфер работы, которые ранее не обсуждались, т.е за чашкой кофе мы обсуждаем не все вопросы\проблемы нашей работы.
Пусть критика – это шаг к созданию предпосылок, исключающих в будущем повторения проблемы.
Своевременная критика – поможет оперативно решить затруднение и поможет не завалить весь проект.
Ценный деловой навык – критичное отношение к своим действиям и поступкам, без внешней критики.
В этой статье мы привели практические рекомендации
как относиться и воспринимать критику, надеемся, что наши советы будут услышаны и воплощены в жизнь.