Далеко не каждый из нас спокойно воспринимает критику в свой адрес, ведь любой человек прежде всего хочет видеть и слышать одобрение своим действиям. Тем не менее очень важно
научиться принимать критические замечания и при необходимости правильно критиковать других.
Самое важное правило — не воспринимать критику на личный счет, это всего лишь замечания, относящиеся к вашим действиям. Критическая оценка не меняет отношения окружающих к вашей личности — осознав это, вы научитесь вести конструктивный диалог на тему своей деятельности.
Умение правильно критиковать тоже необходимо в бизнесе и любой другой деятельности — это навык профессионального руководителя и настоящего лидера.
Как правильно критиковать:
• Разумнее будет промолчать, если критические замечания ни к чему не приведут. Порой сдержаться очень сложно, но этому действительно стоит научиться. В те моменты, когда уже невозможно что-либо изменить, подумайте лучше о своих недостатках.
•
Самая правильная критика — спокойная критика наедине. Не ставьте человека в неудобное положение, делая ему замечания публично.
• Сначала похвалите, потом ругайте. Повод для похвалы можно найти всегда, и необязательно это должны быть профессиональные качества — главное, чтобы ваши слова одобрения были искренними.
•
Правильная критика должна быть понятной и конкретной, иначе ваш собеседник может не понять смысл сказанного.
• Перед тем, как критиковать, подберите ободряющие слова для критикуемого, подскажите, как исправить сложившуюся ситуацию, вместе разработайте понятный план действий.
• Не забывайте о человеке и ситуации после критических замечаний. Обязательно поинтересуйтесь, все ли получилось исправить, и похвалите в случае удачи. В дальнейшем обращайте внимание на успехи данного сотрудника.
Правильно критиковать вам поможет способность поставить себя на место другого человека. Подумайте, какая бы критика показалась вам конструктивной, какие фразы вы бы воспринимали спокойно, а что не хотели бы слышать в свой адрес, даже совершив ошибку.
Разобравшись в том, как правильно критиковать, вы будете способны верно воспринимать и критику в свой адрес:
• Если атмосфера напряжена, посмотрите на ситуацию со стороны — это поможет снизить эмоциональное напряжение.
• Воспринимайте только слова, не заостряя внимание на эмоции, с которыми они сказаны. Все сказанное относится не к вам лично, а к тем недочетам, которые вы допустили. И даже повышенный тон или раздражение собеседника не означает негативного отношения к вам — это лишь его реакция на происходящее. Прислушайтесь к замечаниям, наверняка в них есть рациональное зерно.
• Будьте внимательны и обязательно убедитесь, что вы поняли все правильно.
Конструктивная критика способствует проведению работы над собой и саморазвитию.
• Оцените все услышанное и сделайте необходимые выводы о целесообразности последующих действий. Если ваш собеседник компетентен в своей сфере, и его критика направлена на исправление ситуации — продумайте шаги по устранению ошибок. А если это всего лишь попытка подавить вас — поблагодарите критикующего и на этом закончите разговор.
Понимая,
как правильно критиковать и воспринимать критику, мы научимся контролировать ситуацию и вести конструктивный разговор.