Главная Карта сайта Обратная связь RSS

Конструктивная критика. Правила конструктивной критики

3 июня 2015, просмотров: 3371, Раздел: Психология    

Для комфортных и приятных взаимоотношений на работе и дома важно знать правила конструктивной критики. Ведь слушать ее не любит никто. Каждому не хочется слушать острые слова в свой адрес, всем нам хочется слышать только хорошее. Поэтому важно научиться критиковать так, чтобы человек оценил ее не как желание оскорбить его, а как пожелание или совет. Если использовать правила конструктивной критики, человек не будет воспринимать ее как признак антипатии.

Правила конструктивной критики начинаются с управления собственными эмоциями. Если вы сдержаны, вы можете говорить беспристрастно, взвешенно подбирая слова. Только так приходит зрелость и понимание жизни, межличностных отношений. Конструктивная критика помогает достичь успеха в бизнесе, социальной сфере и других.

Если не научиться правильно говорить о том, то тебя не устраивает, если восприятие критики не развито, рано или поздно взаимоотношения сводятся к обоюдному молчанию и вскоре вовсе сходят на нет. Так и распадаются браки. Что же делать, чтобы такого не допустить? Освоить основные правила конструктивной критики. Если мы сами научимся правильно критиковать, нам легче будет самим воспринимать критику.

«В любой сфере деятельности отношение к критике как к потенциально полезным советам, а не как к личным нападкам, — это положительная черта». Крис Хэдфилд


Основные правила конструктивной критики


1. Попав в конфликтную и сложную ситуацию, подумайте, можно ли ее в принципе изменить? Если такой возможности нет, не надо идти дальше и критиковать то, на что вы повлиять не в силах. Это тяжело, так как каждый хочет высказать свои мысли относительно того или иного вопроса. Но не надо тратить время на то, что мы изменить уже не можем. Лучше менять себя.

2. Конструктивная критика должна высказываться в правильном месте в правильное время. Не ждите адекватного восприятия критики, если вы публично осуждаете кого-то. Лучше это делать наедине, досчитав прежде до десяти. Хуже всего критика воспринимается от обозленного человека.

3. Старайтесь придерживаться объективности. По возможности конструктивная критика должна начинаться с положительных высказываний. Подумайте, за что можно похвалить того, кого вы намерены раскритиковать? Будьте в этом деле искренни и точны.

4. Правила конструктивной критики требуют конкретной и четкой формулировки ваших мыслей. Если этого никак не удается добиться, лучше вовсе промолчать. Потому что если вы сами не можете четко обозначить свою мысль, как тогда ее поймут другие?

5. Чтобы восприятие критики было адекватным, надо дать понять человеку, что вы видите возможность исправить ошибки. Постарайтесь дать понять другому, как это можно было лучше исправить. Только следите за тем, чтобы эта задача была по плечу человеку.

6. Если вы видите, что конструктивная критика пошла на пользу, обязательно отметьте положительные изменения. Достаточно неучтиво забыть о ситуации сразу после того, как вы ее раскритиковали. Если вы смогли потратить свое время и силы на осуждение, найдите их и для похвалы. Подумайте о том, что и как вы можете сделать, чтобы вдохновить другого на улучшение ситуации?



Для этого достаточно представить себя на месте критикуемого и подумать, что бы он хотел услышать от вас? Как правило, каждый хочет услышать похвалу за какие-то свои положительные качества или определенные достижения, доказательства того, что критикуемая ситуация – это ошибка, которую может допустить каждый. Что это не конец света и ее вполне можно исправить, а главное, что он сам может это сделать.

Как только мы освоим правила конструктивной критики, научимся правильно критиковать кого-то, нам самим станет легче воспринимать критику от других. Но начать правильно воспринимать критику можно ужей сейчас, пройдя пять ступеней ее правильного восприятия.


Пять ступеней правильного восприятия критики


«Я с уважением отношусь ко всем и принимаю любую критику – она меня делает гораздо сильнее и заставляет прогрессировать». Серхио Рамос

1. Оцените ситуацию со стороны, избавьтесь от лишних эмоций. Представьте себе, будто вы воспарили над всем, что происходит внизу. Понаблюдайте, как выглядите вы в этой ситуации, как ваш оппонент.

2. Вдумывайтесь в саму критику. Правила конструктивной критики требуют избавления от эмоций во время высказываний. Аналогичным образом надо не переживать эмоционально критику, а пропускать ее только через сознание. Если вы в ситуации воспринимаете себя, как отдельно стоящую фигуру, с которой вас ничего не связывает, вам легче будет найти рациональное зерно в словах критикующего.

3. Определите, что в этой критике ценного для вас. Даже если она не слишком существенна, наверняка в ней можно найти что-то полезное для себя, что-то такое, что поможет улучшить себя и свое поведение, свои навыки. Слушайте. Что вам говорят, задавайте вопросы, постарайтесь понять, какую конкретно мысль вам пытается донести критикующий.

4. Оцените всю ситуацию в целом. Когда вы сумели отделиться от эмоций, выяснили, что конкретно вам хотят сказать, подумайте, какие изменения можно внести и нужно ли их вносить в принципе. Подумайте, доводилось ли вам раньше слышать такие замечания, вам пытаются указать на ошибки или морально задавить. Важно суметь увидеть даже за самой резкой и грубой критикой важные и ценные замечания. Даже если критикующих не использует правила конструктивной критики, это не повод воспользоваться ценными замечаниями.

5. Всегда благодарите за критику, когда она несет для вас ценные советы. Старайтесь их использовать по необходимости.

Помните, обычно страх показать всем, какие мы есть в нашем представлении, побуждает нас чувствовать себя после критики униженными. Важно избавиться от него, используя вышеописанные правила конструктивной критики.





Поделиться в социальных сетях:

Подпишись на ежедневную рассылку лучших статей!

Вы можете отписаться в любой момент








РАЗМЕСТИТЬ ФРАНШИЗУ
добавить франшизу в каталог
РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ
стоимость размещения рекламы
gazeta42.ru 2011-2022 l Все для вашего бизнеса: бизнес идеи и бизнес планы, бизнес книги, бизнес статьи Копирование материала приветствуется при наличии активной ссылки на gazeta42.ru

Администрация сайта не несет ответственность за предоставленную информацию.
18+