В процессе обучения, карьерного роста, выстраивании взаимоотношений с людьми немаловажную роль играет
умение правильно задавать вопросы. Для того, чтобы получить максимум информации от собеседника, вникнуть в проблему, которая вас интересует, необходимо научиться правильно задавать вопросы. Очень часто непонимание между людьми и, как следствие, конфликты происходят от того, что люди совершенно по разному понимают одни и те же слова. Для того, чтобы избежать подобных ситуаций необходимо освоить некоторые теоретические основы.
Специалисты склонны выделять 5 типов вопросов. Рассмотрим их поподробнее.
5 типов вопросов
1 тип. Фактические вопросы.
Этот тип вопросов направлен на выявление знаний собеседника. Благодаря фактическим вопросам можно определить насколько человек компетентен, образован, в какой мере владеет информацией о предмете. Фактические вопросы достаточно примитивны по строению, но предполагают последующую оценку ответов собеседника (правильно или неправильно). Фактические вопросы помогают определить конкретные характеристики: кто? когда? где? как? Для того, чтобы правильно задавать вопросы этого типа необходимо самому обладать достаточным количеством фактического материала о предмете разговора. Фактический вопрос должен быть четко сформулирован и подразумевать только один вариант ответа.
2 тип. Конвергентные вопросы.
Этот тип вопроса, в отличие от предыдущего, не предполагает однозначного ответа. Конвергентный вопрос заставляет человека одновременно и анализировать имеющийся фактический материал и формулировать ответ. Конвергентные вопросы начинаются со слов: Зачем? Почему? Каковы причины? В ответе на этот тип вопроса вы всегда получите точку зрения собеседника, а не объективный фактический материал. Конвергентные вопросы чаще всего направлены на объяснение сложившейся ситуации и анализ причин, ее вызвавших.
Умение правильно задавать вопросы этого типа поможет вам скорейшим образом разобраться даже в очень непростой ситуации.
3 тип. Дивергентные вопросы.
Дивергентные вопросы используют для моделирования ситуации и рассмотрения возможных вариантов в ходе принятия решений. Дивергентный вопрос характеризуется наличием словосочетания "Что будет, если...". При рассмотрении уже свершившихся фактов использовать дивергентные вопросы неуместно, так как наличие альтернативы уже не повлияет на исход ситуации. Если правильно задавать вопросы данного типа, то можно рассмотреть последствия ситуации со всех сторон еще до того, как они обрушатся вам на голову.
4 тип. Вопрос на суждение.
Этот тип вопросов требует от отвечающего обоснования
своей точки зрения. Задавая такие вопросы вы сможете выяснить, как человек относится к тому или иному событию, понимает ли он суть произошедшего. Для этого типа вопроса характерны словосочетания "Как вы относитесь к...?"; "Как вы считаете...?". Правильно заданный вопрос на суждение требует развернутого аргументированного ответа.
5 тип. Комплексные вопросы.
Часто в ходе беседы случается так, что один тип вопросов плавно перетекает в другой. Очень часто можно встретить объединение фактического и конвергентного вопроса (Что случилось и почему?), фактического вопроса и вопроса на суждение (Что случилось и как вы к этому относитесь?). объединение разных типов вопросов заставляет собеседника давать длинные, развернутые и пространные ответы. Иногда настолько длинные, что в конце ответа уже непонятно, каков же был вопрос. Такой ситуации нужно избегать. Хотя, в целом, комплексные вопросы вполне имеют право на существование.
Помимо деления на эти основные типы можно еще выделит два вида вопросов -
открытые, то есть требующие развернутого ответа, и
закрытые - предполагающие ответ "да или нет".
Искусство задавать вопросы заключено в том, чтобы получить наиболее точный ответ, который даст вам максимум интересующей информации. Если вам предстоит работать с людьми, то умение правильно задавать вопросы поможет вам выстроить эффективные взаимоотношения.
А теперь давайте поговорим о том, как правильно задавать вопросы. Для тренировки этого навыка мы предлагаем вам несколько заданий.
Как правильно задавать вопросы - упражнения
1-ое задание. Представьте себя преподавателем, например, истории или литературы. Выберите художественное произведение или историческое событие. Составьте 10 различных вопросов, которые вы зададите своим воображаемым студентам, чтобы выяснить, насколько хорошо они знают материал.
2-ое задание. Представьте себе, что вы кинокритик. Вам необходимо порекомендовать несколько художественных картин на предстоящий фестиваль. Какие вопросы вы бы задали людям, которые уже видели эти фильмы? Придумайте 4 - 5 вопросов, которые помогут вам, как критику, составить представление об этих картинах.
3-е задание. Вы - руководитель, которому необходимо провести беседу с подчиненным на предмет невыполненного им задания. Какие вопросы и в каком ключе вы будете задавать? Подумайте, как правильно задавать вопросы подчиненному, чтобы выяснить причину случившегося срыва выполнения вашей задачи.
Выполняя эти задания, посчитайте сколько вопросов каждого типа у вас получилось? Какой тип преобладает и почему?
Помните, для того, чтобы
правильно задавать вопросы, вы должны четко определить их цель. Уясните для себя, что именно вы хотите услышать от собеседника. Большинство людей не обладает телепатическими способностями, потому им сложно догадаться, чего вы хотите. Именно в том, чтобы определить свои собственные цели и ожидания и заключается
искусство задавать вопросы.