Первые трудовые недели на новом месте – самые трудные: неуверенность, стресс, боязнь совершить ошибку. Какие же шаги нужно сделать службе, что отвечает за персонал? Как сделать так, чтобы
адаптация новых сотрудников проходила плавно и безболезненно? Что нужно брать во внимание и т.д.
В идеале новые сотрудники должны быть представлены коллегам, должна быть проведена вступительная экскурсия по новому рабочему месту, выдаться все необходимое, а также новые сотрудники обязаны быть ознакомлены с формальными правилами организации.
Давайте дадим трактовку адаптации, и так, это процесс, который включает в себя целый набор изменений, что происходят с человеком в течение какого-то времени. Это изучение деятельности и самой компании. Также изменения в поведении и взглядах, которые непременно связаны с большим желаниям идеально отвечать внешним условиям, под которыми в этом конкретном случае стоит подразумевать традиции и правила предприятия. Адаптация новых сотрудников может длиться совершенно разное время, все зависит от возраста, опыта, коммуникабельности, заинтересованности в деятельности человека и прочего.
У многих современных фирмах есть
своя программа адаптации новых сотрудников, так как на сегодня многие руководители осознают, как сказывается психологическое состояния нового сотрудника на его производительность и работоспособность. Программа адаптации новых сотрудников может быть выстроена по-разному, все зависит от руководителя, но основа у нее одна, вот поэтому пусть конечно только условно, но все-таки можно выделить некоторые этапы адаптации:
- оценка уровня готовности новичка к выполнению своих обязанностей. Так как, если только пришедший сотрудник кроме знаний, полученных в учебном заведении, обладает еще каким не каким опытом, он гораздо быстрее освоится на новом месте. При всем этом не стоит забывать о том, что в разных предприятиях используются различные способы решения одинаковых проблем. Вот поэтому даже если человек уже ранее работал в подобной должности, это вовсе не дает право руководителю освободить себя от необходимости ознакомления нового сотрудника с особенности компании, с коллективом и корпоративными законами.
- далее
адаптация новых сотрудников проходит в ознакомлении с порученными обязанности на время практике. В зависимости от работы, которую нужно будет выполнять новичку, знакомство может проводиться на спец. «учебном» месте либо сразу на рабочем. На этом этапе адаптации часто новому сотруднику дается наставник, который делится с ним своими знаниями и опытом работы. Наставник должен помочь сотруднику ознакомится с коллективом. В период знакомства новичка со своими непосредственными обязанностями нужно проинформировать его абсолютно обо всем, что хоть как-то связано с его работой: структура компании, рабочий распорядок дня и прочее.
Третий этап – это действенная адаптация. В данный период новичок приступает к выполнению своей работы, но за частую, проходит еще не так мало времени, прежде чем у него появится уверенность в правильном ее выполнении. На данном этапе к новичку рекомендуется уделить много внимания, терпения, а главное поддержки. Необходимо систематически проводить оценку работы новенького, интересоваться его личным мнением по поводу сделанной работы. Ему также нужно сказать о своих критериях оценивания, чтобы он был за раньше осведомлен о этой процедуре.
Адаптация новых сотрудников завершается этапом функционирования. На последнем этапе новый сотрудник влился в стабильный процесс работы и справляется со всеми поставленными перед ним задачами, его принял коллектив. Если отсутствует
программа адаптации новых сотрудников, то такой период наступает не раньше чем через год. Если полный процесс адаптации новеньких грамотно контролируется руководством, то уже продуктивно работать новый сотрудник в состоянии уже через несколько пройденных месяцев.