Любая организация, может столкнуться с таким понятием, как
ликвидация предприятия. Порядок действий данного процесса предполагает несколько аспектов, которые подробнее мы рассмотрим, в этой статье. Итак, различают добровольную ликвидацию, принудительную и ликвидацию предприятия по причине признания юр. лица банкротом.
Ликвидация предприятия за 11 шагов
1. Официальное принятие решения. Только учредители и акционеры вправе принимать решение, что организация подвергается ликвидации:
•
АО – это общее собрание акционеров, которые принимают добровольно решение о ликвидации компании, после этого формируется ликвидационная комиссия, данный вопрос рассматривается на собрании совета директоров ликвидируемого общества. Выноситься решение большинством владельцев голосующих акций (3/4 голоса).
•
ООО – решение о ликвидации предприятия принимается тоже участниками общества на общем собрании, и только единогласно.
Ликвидационная комиссия – это чрезвычайный (особый) орган ликвидируемого юр. лица, с того момента, как ее назначают она, перенимает все полномочия, и вправе распоряжаться всеми делами юр. лица. Помимо этого, комиссия, может выступать в суде, от имени предприятия в качестве ответчика.
2. Процедура ликвидации юридического лица, содержит в себя этап уведомления фондов и регистрирующих органов, о факте принятия решения в пользу ликвидации. Для этого этапа выделяется 3 дня. Помимо этого, нужно предоставить протокол собрания и назначении ликвидационной комиссии (2 экземпляра). На основании полученных данных регистрирующий орган фиксирует в ЕГРЮЛ пометку, о том, что юр. лицо приняло решение ликвидировать организацию. После чего, юр. лицо должно уведомить Фонд соцтрахования и Пенсионный фонд о начале этапа ликвидации. Форма уведомления не установлена официально, поэтому предприятие вправе ее составить самостоятельно. Желательно указать в сообщении: КПП, ИНН, ОГРН, регистрационный № в ФСС или ПФР, принятое решение о факте ликвидации, подпись руководителя предприятия, и дата подписания уведомления.
3. Публикация в СМИ о ликвидации предприятия. Объявление должно включать сведения о фирменном наименовании ликвидируемого юр. лица, его ИНН, ОГРН, КПП, информацию об органе, адрес и телефон. Порядок ликвидации предприятия на данном этапе, включает в себя обязательное уведомление кредиторов о ликвидации юр. лица.
4. Написание ликвидационного баланса. Данный документ составляет с того момента, как в СМИ будет опубликовано сообщение о ликвидации предприятия, а именно спустя 2 месяца. Ликвидационный баланс утверждается учредителями или органом, который принял решение о ликвидации. После чего отправляется на проверку в налоговую инспекцию.
5. Требования кредиторов удовлетворяются в полном размере. Все денежные выплаты, которое находиться на стадии ликвидирования, производятся ликвидационной комиссией на основе промежуточного баланса.
6. Утверждение и составление ликвидационного баланса. Как только процесс расчета с кредиторами подойдет к концу, необходимо сформировать ликвидационный баланс, чем занимается ликвидационная комиссия. В данном балансе, имеется информация о всех активах, которые имеются у юр. лица, которое впоследствии переходит к учредителям. Промежуточный баланс утверждается органом или учредителями, после чего подается в налоговую инспекцию.
7. Расчеты с учредителями. Имущество, которое осталось в наличии у организации, необходимо распределить между участниками ориентируясь на доли каждого, которые прописаны в уставном капитале.
8. Пошаговая ликвидация юридического лица, подразумевает закрытие денежных счетов в банковских структурах. Для этого требуется подать соответствующее уведомление в банк. После того, как счет будет закрыт, передается сообщение об данном факте в следующие инстанции: налоговая инспекция, фонд социального страхования и пенсионный фонд.
9. Госрегистрация ликвидации юр. лица. В ЕГРЮЛ вноситься соответствующая запись о том, что юр. лицо отныне не существует. Для этого нужно подать в налоговую следующие документы:
• Заявление (
форма Р16001).
• Составленный ликвидационный баланс (протокол).
• Справка из ПФР свидетельствующая о том, что предприятие не имеет задолженностей по оплате страховых взносов и персонифицированного учета.
• Квитанция об госпошлины.
10. Снятие предприятия с учета в фондах внебюджетного типа. Для этого нужно подготовить следующие документы:
• Заявление (унифицированной формы нет).
• Протокол о ликвидации (копия).
• Документ о том, что предприятие прекратило официально свою деятельность (копия нотариально заверенная).
• Уведомление, о том, что организация снята с налогового учета, как юр. лицо (копия).
• Страховое свидетельство.
11. Сдача документов в архивную базу и уничтожение печати. Средний срок ликвидации предприятия составляет 6 месяцев при условии соблюдения всех требований. Если, на каком-либо этапе возникнут ошибки они могут повлечь за собой увеличение сроков или наложение штрафов. Поэтому, к данному процессу, следует относиться со всей серьезностью и соблюдать все установленные законом нормы, чтобы без затруднений и своевременно завершилась
ликвидация предприятия. Порядок действий приведен выше, в случае трудностей, желательно обратиться за помощью к специалистам данной области.
Скачать бланк формы Р16001 (XLS) (201)
Скачать бланк формы Р16001 (PDF) (191)