Еще недавно при организации бизнеса основные задачи состояли в получении высокой рыночной доли и получения прибыли путем удержания этой доли.
В современных условиях
построение прибыльных бизнес-моделей начинается с выявления предпочтений потребителя, определения прибыльных ниш бизнеса и способов получения прибыли. Затем разрабатываются методы увеличения прибыльности и защиты от конкурентов.
Идея создания бизнес-моделей была предложена в 2004 году в работе авторов Моррисона и Сливотски «Маркетинг со скоростью мысли».
Основными составляющими при разработке бизнес-моделей являются:
• выбор потенциальных клиентов (какие категории будут влиять на стоимость компании в большей степени?);
• выбор продукции или видов услуг (что будет продаваться наиболее активно, какие услуги компания может оказывать самостоятельно, а какие — отдать на аутсорсинг?);
•
уникальное торговое предложение (УТП) и конкуренция (выгодное отличие выбранного продукта, методы его позиционирования и определение основных конкурентов);
• поддержание ценности товара или услуг.
Основные этапы разработки бизнес-модели:
Поиск прибыльных бизнес-идей или разработка собственных с учетом предварительного анализа зон рынка.
Разработка модели получения прибыли путем исследования структуры и предпочтений потребителей.
Дифференциация продукта (инновационность, свойства, преимущества, цена). Создание уникальных предложений после изучения продукции конкурентов. Разработка бренда и имиджа.
Разработка эффективных потоков продукта, услуг, информации, результатов. В зависимости от мест концентрации потребителей разрабатываются каналы поставки продукции.
Создание защиты зоны прибыли. Любая прибыльная бизнес-модель должны иметь точки стратегической защиты от конкурентов для обеспечения роста прибыли.
Определение масштабов деятельности компании и выбор профессиональных исполнителей на каждом этапе развития бизнеса.
В успешной бизнес-модели должны в равной степени сочетаться производственная, логистическая и маркетинговая составляющие. В качестве примеров можно рассматривать следующие
прибыльные бизнес-модели:
•
Модель на базе фактического стандарта.
В сфере выпуска оргтехники производственная цепочка может состоять из выпуска компьютеров, разработки операционных систем и различных приложений. Логистические задачи — управление темпом развития инноваций в зависимости от количества участников. Маркетинговая составляющая — спрос потребителей и разработчики приложений влияет на объем выпускаемого оборудования.
•
Бизнес-модель «коммутатор».
Может быть использована в таких видах бизнеса, где большое количество продавцов постоянно взаимодействует с большим количеством покупателей. В этом случае снизить издержки помогает создание единого центра взаимодействия (посредника), присоединив покупателей и продавцов к одному каналу коммуникации.
•
Бизнес-модель на базе потребительских решений.
Основной продукт позиционируется как комплекс для решения множества задач клиентов, и изготовитель берет на себя обязанности по настройке, оптимизации, доставке, предоставлению информации.
•
Бизнес-модель, в основе которой лежит пирамида продукции.
Ассортимент формируется в соответствии с предпочтениями и возможностями клиентов. Основание пирамиды — массовые товары или услуги, вершина — элитный штучный товар для самых требовательных потребителей.
•
Модель бизнеса, основанная на получении прибыли путем многократного использования продукта.
•
Прибыльная бизнес-модель, основанная на создании обособленных предприятий, максимально приближенным к клиентам при развитии бизнеса и увеличении его масштабов.
•
Модель бизнеса, базирующаяся на удовлетворении особых потребностей клиентов. К примеру, доставка товаров на дом и высокий уровень постпродажного обслуживания, организованные компанией «Dell».
•
Акцент на аутсорсинг может стать удачным решением для построения прибыльной бизнес-модели. Наглядно это можно увидеть на примере компании «Nikе», которая всю свою обувь производит в Юго-Восточной Азии.
Для построения прибыльных бизнес-моделей необходимо учитывать составляющие, которые оказывают
основное влияние на будущую прибыль:
потенциальные клиенты;
потребности потребителей, мониторинг предпочтений клиентов и моментов смены потребностей в тех или иных товарах и услугах;
продукт, его качество и свойства;
зона прибыли, поиск способов входа в эту зону и поддержания должного уровня прибыли.