Франчайзинг — это бизнес под арендованным товарным знаком. Одна сторона — франчайзер (правообладатель торговой марки) — дает официальное разрешение на использование готовой бизнес-модели, фирменного стиля другой стороне — франчайзи. Условия франчайзинга подразумевают отчисление регулярных платежей правообладателю (роялти) и четкое соблюдение регламента при ведении деятельности.
Отличительные черты и особенности франчайзинга.
Франчайзинг — это возможность начать собственный бизнес, освободив себя при этом от решения вопросов с оборудованием, поставщиками, поиском клиентов, рекламой и т. д. И если в традиционном бизнесе более 85% вновь образованных компаний закрываются в течение первых 5 лет, то среди компаний, работающих по франшизе, доля прекращающих свою деятельность — чуть более 10%. Франчайзер берет на себя разработку логистики, рекламной кампании, обучение персонала.
Экономически развитые государства всесторонне поддерживают развитие франчайзинга, так как эти предприятия предоставляют новые рабочие места и гарантируют поступление налогов в бюджет, к тому же франчайзер тщательно контролирует соблюдение стандартов и качество сервиса.
Одна из положительных особенностей франчайзинга в том, что владельцы франшизы часто являются источником инновационных решений, а франчайзи тестируют их и воплощают в жизнь.
Франчайзинг является одним из экономических инструментов, повышающих доверие к малому бизнесу и его эффективность.
Франчайзинг в России и других странах мира.
Темпы развития франчайзинга в России впечатляют — прирост за последние несколько лет составил почти 98%. Правообладатели торговых знаков объединились в Российскую ассоциацию франчайзинга, по данным которой в нашей стране более 20 000 франчайзинговых компаний (около 485 франчайзеров). Это больше, чем в Греции, но лидерами франчайзинга является США, Китай и Австралия.
Согласно рейтингу 500 лучших франшиз мира, который ежегодно публикует американский портал Entrepreneur's, компании Subway (в России уже около 300 ресторанов быстрого питания Subway, а через два года планируется открыть еще 1000), McDonald's, Pizza Hut входят в первую десятку.
В России существуют свои особенности франчайзинга — если в США лидирующие позиции занимают компании в области В2В и фаст-фуда (они составляют половину всего рынка франчайзинга), то в нашей стране наиболее популярны предприятия розничной торговли и питания (45% и 22% соответственно), бытового обслуживания (18%).
Два основных пути развития франчайзинга в России — зарубежные франчайзеры привлекают российских предпринимателей в качестве франчайзи; отечественные компании развивают франчайзинг самостоятельно.
К примеру, на территории нашей страны функционирует более 500 магазинов «
Пятерочка». Требования к покупателю франшизы: площадь магазина 300-1100 м2, наличие подъездного пути и разгрузочной площади, телекоммуникационные возможности (связь и интернет).
ОАО «
Лукойл» диктует следующие условия франчайзинга: наличие лицензии на реализацию нефтепродуктов, опыт ведения коммерческой деятельности, вложения от $25 000.
А розничная сеть «Экспедиция», продающая сувениры и товары для туристов, на данный момент установила нулевую оплату франшизы, при этом магазин может быть открыт за период от 2-х недель до 2-х месяцев.
Среди особенностей франчайзинга в России — несовершенство законодательной базы относительно интересов обеих сторон сделки, слабая поддержка от банков (на сегодняшний день только Сбербанк России предлагает кредиты для желающих приобрести франшизу), отсутствие единой системы стандартов ведения франчайзинговой деятельности.
В то же время в развитых странах малое предпринимательство и франчайзинг в частности обеспечивает основную долю ВВП государств и высокий процент занятости населения.
Развитие франчайзинговых схем способствует подъему и стабилизации малого бизнеса. Принимая во внимание все
особенности франчайзинга и используя малый бизнес как реальную базу для его развития, российские предприниматели могут внести весомый вклад в экономическое развитие страны.
Франчайзинг в России - статистика