Нередко возникают моменты, когда вы ощущаете прилив раздражительности на незаслуженные обвинения в ваш адрес. Особенно часто это происходит на рабочем месте.
Как реагировать на критику в таких ситуациях? Как высказывать критику, чтобы это не вызывало чувства отторжения по отношению к вам?
1. Смысловой посыл критики. Для начала следует разобраться, что же такое критика на самом деле.
Если вы ратуете за конструктивность дела, то на первый план следует выдвинуть его суть, а не ваше отношение как личности к данному обстоятельству. Такое же правило распространяется на случаи, когда объектом критики являетесь вы сами. Только в этом случае можно определить критику по существу или просто личные нападки со стороны коллеги. Если обвинения в ваш адрес не обоснованы, не принимайте эту критику на свой счет.
2. Правильная критика.
При долгом сотрудничестве редко удается избежать критики и недовольства. В такие моменты лучше не реагировать остро на замечания со стороны коллег и стараться реагировать на критику как можно дружелюбнее. Конечно, корректировать слабые места в работе необходимо, но как о них заявить правильно. В основе правильной критики должны лежать следующие принципы:
- высказывания по существу без перехода на личности. Не стоит в одну кучу смешивать разные претензии, говорите только о том, что мешает в данный момент. При скопившихся претензиях выдавайте их дозировано;
- старайтесь высказывать критику конкретному человеку без свидетелей. Нередко после выслушанной критики у коллеги могут появиться сомнения и неуверенность в себе, которые не должны усугубляться коллективом;
- пошаговая критика наиболее правильная, поскольку не в такой степени травмирует психику. Для начала следует прибегнуть к тонкому замечанию или совету, который может быть воспринят сразу и тогда уже дальнейшие шаги не последуют. Если же это не возымело действия, то следует поговорить открыто. Но помните, что высказывать критику нужно твердо и по существу.
- чтобы прийти к взаимопониманию оставляйте в критике место для самооправдания. Ведь если через определенное время ваш коллега исправился, то следует этот момент подчеркнуть похвалой.
3. Умейте реагировать на критику правильно:
- если критика в ваш адрес конструктивна, то стоит
реагировать на критику спокойно без раздражения. Прислушайтесь к пожеланиям и попросите привести конкретные примеры для наглядности;
- после высказанной критики вам захочется проанализировать услышанное и понять, является ли она конструктивной или это личные нападки со стороны коллеги. Возьмите паузу для достойного ответа;
- если вы морально не готовы услышать критику, то следует к ней подготовиться заранее. Для этого попросите кого-то высказывать критику по отношению к вам. Эта ситуация заставит вас проработать себя и подготовится к обвинениям в случае необходимости.
Важно помнить, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Всем людям свойственны ошибки, только одни делают из них выводы, а другие, не замечая, проходят мимо.
Лучшим средством от критики является проработка собственных ошибок и не допущение их в будущем. Надеемся, что статья «
как реагировать на критику правильно и как высказать критику» будет вам полезна.