Средства массовой информации (СМИ) не зря получили клеймо четвертой власти в обществе –
манипулирование людьми через СМИ имеет огромные масштабы и не может оставаться незамеченным. Как же им это удается? Американский ученый Ноам Хомский смог проанализировать их деятельность и определить десять способов манипулирования, которые они используют, формируя у читателей и зрителей неужное для кого-то мнение и установки.
1. Отвлечение внимания
Пожалуй, самый известный способ манипулирования людьми. Смысл его заключается в том, чтобы излить на людей как можно больше малозначащей и надуманной информации, чтобы у них не было времени и умственных ресурсов анализировать экономические и политические шаги правящих кругов. Кроме того, таким образом отвлекается внимание общественности от новых знаний и достижений в области науки и техники.
2. Проблема-реакция-решение
Когда правительству необходимо принять какое-то удобное для него решение и не вызвать протеста общественности, они применяют
манипулирование людьми через СМИ по такой схеме. Создается некая проблемная ситуация в обществе и освещается через СМИ. Далее она нагнетается и логичной оказывается реакция общественности с требование устранить эту проблему. Вот на этой стадии уже принимается необходимое решение с отчаянного благословения общественности, даже если это решение ущемляет ее права.
3. Применение шаг за шагом
Менее радикальный способ внедрения непопулярных мер – постепенное их воплощение в жизнь. Каждый день, год за годом СМИ рассказывает о незначительных шагах в этой области, с которыми общественность готова мириться. Когда с ними свыкаются, делается следующий шаг.
Манипулирование людьми с помощью таких небольших инъекций имеет хороший результат.
4. Отсрочка исполнения
Похожий способ манипулирования людьми – с помощью СМИ создать нужному решению имидж хоть и болезненного, но крайне необходимого шага. А в качестве уступки согласиться внедрить его в жизнь через определенный срок.
5. Отношение к народу как к людям недалеким
Часто средства массовой информации выбирают инфантильный стиль общения с читателями, рассчитанный на малолетних детей или умственно отсталых. Так или иначе это настраивает слушателя и зрителя на соответствующую волну, полностью отключая критичность восприятия информации.
6. Ставка на эмоции, а не на логику
Классический прием манипулирования людьми. Вызывая яркий эмоциональный отклик, СМИ таким образом отключает критическое и логическое мышление, открывая прямой путь в подсознание аудитории.
7. Препятствовать развитию личности
Манипулирование людьми проще осуществлять, имея перед собой стадо невежественной посредственности. Именно поэтому уровень образования сознательно снижается.
8. Возводить посредственность в культ
Ввести в обществе моду на невоспитанность, пошлость и тупизм.
9. Обострить чувство вины
Самое действенное
манипулирование людьми через СМИ – убедить людей, что они сами виноваты в том, что так несчастны. И виноваты из-за своей тупости, отсутствия способностей или желания. Это ведет к постоянному самоуничижению, подавленному состоянию и как следствие – бездействию. Аморфной массой проще всего управлять.
10. Обладать тайными знаниями
За последние 50 лет наука сделала массу открытий в различных областях знаний, которые позволяют лучше понять закономерности развития человека. Но эти знания остаются достоянием высших классов. В результате система знает о человеке больше, чем он сам, соответственно проводить манипулирование людьми через СМИ ей стало проще и легче.