Результативность воздействия на человека во многом зависит от того, какие методы психологического воздействия используются:
- убеждение;
- заражение;
- внушение.
Самым древним является механизм заражения, т.е. передача некоторого эмоционального настроя от одного человека к другому. Он базируется на апелляции к бессознательной сфере человека, к примеру, заражение паникой, смехом или раздражением. Эффект прямо пропорционален силе эмоционального состояния воздействующего человека. Чем выше количество людей, на который производится воздействие, тем более сильный эффект достигается.
Убеждение – это апелляция к логике человека, которая делает ставку на высокий уровень развития мышления, так как на людей с низким уровнем развития логически воздействовать не удастся. Убеждающее воздействие базируется на убеждающей речи, которая строится с учетом индивидуальных интересов слушателей, последовательности изложения, максимальной фактичности и аргументированности излагаемой информации. Важно, что бы речь содержала не только общие понятия, а и конкретные примеры. В информацию, которая доносится слушателям, необходимо включить факты, о которых они, вероятно, наслышаны или знают, это даст возможность подтвердить правильный ход ваших мыслей в «глазах» аудитории.
Любая тема должна быть максимально аргументирована, т.е. содержать аргументы для убеждения. Сам убеждающий должен быть глубоко уверен в том, что пытается доказать слушателям, ведь любая неточность или несоответствие могут резко снизить эффект.
Сам процесс убеждения, как метод воздействия, является одним из самых сильных методов, но одновременно и самых сложных. Ведь довод – это мысль, доказанная информация, которую нужно верно использовать для обоснования логической основы или опровержения ее в том или ином случае.
Для начала слушатель проводит оценку источника информации, сравнивает ее с уже имеющейся и знакомой ему, а затем происходит формирование представления об ораторе. Если оратор путается в своих доводах, допускает ошибки в преподнесении информации, доверие к нему и его авторитетность резко падают, а убеждающее воздействие регрессирует быстрыми темпами.
Сравнение установок оратора и слушателя является также неизбежным моментом при убеждении. Тут роль играет даже величина расстояния между ними: если оно слишком велико, то эффект от убеждения будет минимальным.
Лучшей стратегией, которую предусматривают методы воздействия, есть сообщение вначале элементов сходства с мнением убеждаемого, а затем установка лучшей позиции в понимании способом создания предпосылки для убеждения.
Хотя можно воспользоваться и другой стратегией, что бы
произвести убеждающее воздействие – сообщение различий между разными установками, а затем нивелирование противоположных мнению оратора. Но тут есть один «скользкий» момент, который связан с тем, что оратор должен неизбежно «разгромить» чужие взгляды, а это довольно сложно, так как нужно владеть максимумом информации, понимать ее селективные уровни, владеть методикой отбора нужных фактов. Но такой тип убеждения из всех, которые включают известные методы психологического воздействия, является наиболее эффективным.