Как правило, человек сам является заложником своих же потребностей, ценностей или мотивов, которые определяют его отношение и поведение к работе. Если руководитель разгадает эту загадку и прибегнет к
правильной мотивации, то сможет получить мощнейший инструмент для воздействия на персонал.
Каждый руководитель должен придумать свой метод мотивации персонала. У каждого человека есть свои основные мотиваторы. Это: самореализация, слава, деньги, власть, статус, оценка и так далее.
Теперь давайте поговорим о принципах работы с этими самыми мотиваторами.
1. Мотивы у всех людей могут быть разными, совершенно одинаковых людей не бывает. Поэтому и мотивы у них всегда разные. Поэтому руководителю придется подобрать свой «ключик» к каждому из подчиненных. Но на практике этого добиться очень сложно, в связи с этим выбираются приоритеты и создаются универсальные методы мотивации персонала.
2. Так как организм человека работает комплексно, то же самое происходит и с мотивами. Их количество будет зависеть от того с какой личностью руководителю предстоит работать и от конкретной ситуации в компании. Руководитель для правильной мотивации должен научиться учитывать их многообразие и зависимость.
3. Люди, так же как и условия, в которых они работают, рано или поздно меняются. В связи с этим комплекс мотивов постоянно движется. Его нельзя определить единожды и потом постоянно его использовать. Поэтому руководитель должен вовремя отреагировать на эти изменения, в противном случае мотивы не только не будут работать, но и еще оказывать негативное влияние.
Что касается принципов работы с системами мотивации, то их существует несколько. Вот основные из них.
1. Систему мотивации персонала нужно ориентировать на конечный результат. По той простой причине, что мотивация не может существовать только ради себя самой. В этом случае важное значение имеет тесная взаимосвязь с жизненными циклами компании. Если компания угасает или находиться в кризисной ситуации, то ее сотрудники должны понимать, что в таких сложных и трудных условиях им не получиться получить доход выше установленной рынком планке.
2. Система мотивации должна быть простой и доступной. Такая система должна быть понята каждым сотрудником, начиная от простого рядового и заканчивая управляющим.
3. Система мотивации персонала должна быть изменяема и управляема. В связи со сменой на рынке или со сменой внутри компании, система мотивации должна будет мгновенно отреагировать на это.
С чего должна начинаться работа руководителя? Какие он должен принимать действия и когда? Как од должен понять, что работа закончена? Для всего этого существует алгоритм действий руководителя касательно мотивации сотрудников для повышения продуктивности.
Алгоритм действий таков:
1. Вначале нужно проанализировать существующую ситуацию по следующим факторам:
- личные беседы с подчиненными по разного рода вопросам;
- тестирование и опросы;
- наблюдение за сотрудниками в момент их выполнения своих обязанностей;
- собрания.
2. Проанализировать полученные результаты. Результат исследования – мотивационный профиль. Он состоит из нескольких критериев, которыми будут удовлетворены сотрудники.
3. Реформы и создание системы. Как правило, существует только две мотивационные системы: жесткая и мягкая.
Работа по созданию мотивационной системы. Она включает в себя несколько этапов.
1. Определение стандартов работы. В каждой компании должен быть сборник инструкций и правил, которые регламентируют деятельность сотрудников, а также цели, к которым они должны стремиться в своей ежедневной работе.
2. Оценка работы сотрудников через KPI. На работе у вас не должно существовать ни друзей, ни врагов, у вас должны быть только чисто деловые отношения. В офисе должны рассматриваться только интересы компании.
3. Ведение повышающих и понижающих коэффициентов. Люди всегда должны тянуться к высокому и сложному. Так дайте им такую возможность, поделите их по степени важности для вашей компании. Для этого как раз и существуют разные, степени, ранги и грейды.
4. Инициатива и круговая ответственность. От того какого результата сможет добиться каждый будет зависеть общий показатель выполнения задания. Каждый сотрудник, для повышения продуктивности, должен чувствовать ответственность за общее дело.
5. Информация. Как правило, у руководителя много подчиненных. Но его подчиненным не нужно знать информацию касательно системы мотивации. Любая информация должна соответствовать только той или иной категории сотрудников. Только в этом случае можно создать правильную мотивацию.