Обращали ли вы внимание, что к словам некоторых людей хочется прислушиваться, а некоторых людей уже с первых их фраз слушать не хочется совершенно? В отдельных случаях дело в самих ораторах и их дикции, а в других — в том, что и как они говорят.
Что же такое речь, которой доверяют, какие ее отличительные черты, как освоить ее и правильно использовать на практике? Для того, чтобы разобраться, как улучшить свою речь, остановимся на следующих особенностях речи, на которые следует обратить внимание:
•
Использование жаргонизмов. В данном случае подразумевается употребление общеизвестных слов с другим смыслом, чаще всего это делается с целью продемонстрировать свое отношение к какой-то сфере бизнеса. Такие поклонники бизнес-сленга совершенно не переживают по поводу того, понимают ли их окружающие. А в случае если оппонент решит уточнить какие-то непонятные для него детали в разговоре, могут еще и с осуждением закатить глаза, демонстрируя свое превосходство.
Решение проблемы: чтобы не выглядеть смешно и быть понятным собеседнику, употребляйте слова в соответствии с их лексическим значением.
•
Клише — стандартные фразы, которые делают ваше высказывание банальным и неинтересным. Шаблонные фразы не заинтересуют собеседника, скорее всего, даже оттолкнут его от вас.
Решение проблемы: замените клише другими словами или словосочетаниями, разнообразьте вашу речь. Если вы все же не можете отказаться от стандартных фраз, то можно придать им новую окраску с помощью вставок новых слов в стандартную фразу или перестановки слов в ней. Например, фразу «попасть в яблочко» можно исправить вариантом «попасть в то самое яблочко».
•
Многословность — использование большого количества высокопарных и заумных слов в то время, когда можно ограничиться одной простой четкой фразой. Например, вместо фразы «совокупность связей между частями объекта» можно использовать обычное слово «структура». Многословность в речи делают ее объемной, но зачастую непонятной.
Решение проблемы: Будьте проще и скромнее, не нужно переоценивать значительность обычных рабочих моментов. В бизнесе ценится разговор по существу.
•
Звуки и слова-паразиты — присутствуют в лексиконе человека постоянно и чаще всего используются для связи слов в предложении или предложений между собой, но не несут никакой смысловой нагрузки. Это могут быть как междометия типа «э» или «хм», так и слова «вот», «так», «ну», «как бы» и др. Бывают случаи, когда выступающий всего за пару минут умудряется выдать до сотни слов и звуков-паразитов. Естественно, это демонстрирует проблемы с дикцией у оратора и раздражает аудиторию.
Решение проблемы: звуки и слова-паразиты — плохие привычки в речи человека, чтобы от них избавиться, нужно всего лишь промолчать в тот момент, когда вы собираетесь их произнести. Таким образом, вы избавите собеседника от раздражения и сделаете свою речь убедительной. Чтобы установить у себя наличие данной проблемы, запишите свою речь на диктофон и прослушайте.
•
Интонация. Искаженная интонация, когда, например, в конце утверждения происходит повышение тона, портят речь. Так же, как и завершение утвердительного высказывания словами «понимаешь», «да» с вопросительной интонацией. Другими словами, вы демонстрируете собеседнику собственную неуверенность в своих словах.
Решение проблемы: Отделите вопрос от утверждения. В случае сомнений лучше поинтересуйтесь у собеседника напрямую, понимает ли он вас.
•
Слова-ширмы — используются для того, чтобы в ходе выступления замаскировать неприятный факт. Например, говоря об «оптимизации численности персонала», подразумевают «сокращения и увольнения». По сути дела, такие слова используют трусливые люди, которые боятся ответной реакции аудитории.
Решение проблемы: лучше не маскировать правду, какой бы горькой она ни была, а говорить напрямую и по существу.
•
Неискренность. Убедительная речь может звучать только искренне. В обратном случае, вы просто не достучитесь до оппонента. Если сложилась ситуация, что вы должны извиниться, но вы не признаете за собой вину и бросаете что-то вроде «если это вас обидело, то мне, конечно, жаль», вряд ли собеседник примет такие извинения, скорее всего, его обида только усилится.
Решение проблемы: если вы действительно искренне признаете свою ошибку и хотите попросить прощения, то это может прозвучать так: «
Я признаю, что был не прав и прошу прощения за то, что сделал. К сожалению, я не подумал о последствиях. Обещаю, что больше не повторю этого». Если вы не испытываете сожаления, то вряд ли сможете извиниться искренне, лучше даже не пытаться сыграть это.
•
Затяжной монолог. Вы выдаете собеседнику все, что знаете, не задумываясь, нужно ли ему это, интересно ли. В таком формате проходит подавляющее большинство презентаций. Но в обычной беседе такой вариант односторонней беседы недопустим, если только оратор не желает прослыть отменным болтуном.
Решение проблемы: избегайте долгих высказываний, старайтесь строить общение в виде диалога с вопросами, комментариями. Беседа должна содержать только те факты, которые имеют отношение к делу и интересны собеседнику.
Соблюдая предложенные рекомендации, вы сможете сформировать у себя речь, которой доверяют.
Как улучшить свою речь, исправить огрехи дикции, избавится от речевых паразитов, теперь вы знаете, осталось активно внедрить эти знания в свою речь.