С давних пор люди замечали зависимость собственного поведения от своей психики и от социального окружения, это побуждало их приспосабливаться к жизни и проявлять одновременно способность к личному выбору, этот процесс называется
социально-психологический подход. Его рассматривают в разных аспектах, ориентируясь на интересы индивида, важности его нравственного и коммуникативного потенциала в профессиональном взрослении, его стиля, знаний и культуры общения. И от того, что доминирует, зависит теоритическое определение типа и программы социального поведения индивида, конкретной стратегии действий и социально-психологических характеристик личности.
Ученые экспериментально и теоретически доказывают, что
психика человека – это не результат природного развития простейших форм общения, скорее наоборот, психические функции формируются по итогам развития и становления человека в обществе при помощи усвоения социального опыта. При этом процесс усвоения – это форма психического развития, которая присуща лишь человеку. Здесь говориться не только о естественных возвышенных психических функциях (абстрактное мышление, логическая память, непроизвольное внимание), но и о более простых, почти, что врожденных функций (тональный слух), которые обладают социальной природой и формируются на протяжении жизни.
Некоторые психологи изучая понятие личности, пытаются представить ее внедрение в самую культуру общества. Другие теоретики убеждены, что социализация индивидуума, это своеобразный переход от биологического этапа к социальному шагу развития, где социальный процесс обучения является периодом адаптации. В действительности общественные отношения своими действиями трансформируют естественные функции психики в социальные, тем самым заставляя их служить общественному развитию. В следствии чего, социальное не пытается нейтрализовать биологическое, оно лишь снимает в человеке биологическое, вводит его в непривычную и новую систему отношений и связей. Итак, с точки психологии существуют 2 мнения, которые являются полной противоположностью друг другу:
1. Состояние и психические процессы предопределяются воздействием внешней среды,
2. Явления психического характера являются следствием самодетерминации, структурным компонентом антиномии.
Эти утверждения в одинаковой степени между собой логичны, однако относительно социального движения они выступают как высшая, особая форма саморазвития материи и имеют неодинаковый характер проявления:
1. Он охватывает движение общества, национальных групп и классов с точки зрения истории,
2. В нем отражается развитие человека как общественного индивида.
Научный подход или взаимосвязь «индивидуального» и «социального» в развитии человека обосновывает понимание личности как единой системы с ее национальными, профессиональными, психологическими и семейно-бытовыми признаками. Которые формируются в результате взаимоотношений людей между собой.
Понятие личности и ее становление – это историческое-культурное воспроизведение индивида в качестве человека, который становиться носителем родовой сущности всего человечества, это присвоение общественно выработанных способностей по средствам овладения способами деятельности. Чтобы в дальнейшем пользоваться накопленным человечеством богатством и его достижениями, нужно, чтобы каждое новое поколение овладевало ими, чтобы данный процесс происходил необходимо самостоятельно осуществлять подобную деятельность. Итак, психическое в тоже время является реальностью или его отражением. Основой этого утверждения считается, то что внешнее (социальное) соотноситься с внутренним (индивидуальным) и действует через него. Тем не менее внутреннее обладает своим личным источником активности, результатом чего является формирование целостного внутреннего мира индивида.
Развитие социально-психологического подхода личности в обществе является процессом, при котором происходит усвоение опыта, в период жизни реализуется некий переход от воображаемой возможности овладевать социальным статусом в действительную возможность. Результатом этого становиться совокупность всех имеющихся реализованных возможностей, которые предоставлены индивиду. Таким образом, становление и развитие индивида в обществе всегда сопровождается диалектикой действительного и возможного, достаточного и необходимого. Данный процесс может в себе сочетать следующее:
• Отрицание и утверждение,
• Ресоциализацию и десоциализацию, социализацию.
• Уровень элементарного самоопределения, саморегуляции, саморазвития.
• Необходимость и свобода,
• Репродуцирование и созидание,
• Деперсонализация и индивидуализация.
Следовательно,
социально-психологический подход – это новое видение проблемы при планировании личностного развития и становления системы формирования индивида в соцсреде.