В процессе коммуникации люди используют
вербальные и невербальные средства общения.
Речь относится к вербальным средствам общения. Каждый человек использует в течение дня разнообразные речевые тексты в зависимости от своих намерений — сообщить какую-то информацию, что-либо узнать, высказать отношение у происходящему и т.д.
Речевая деятельность ежедневно используется при общении. Различают следующие виды речевой деятельности:
• разговор;
• слушание;
• чтение;
• письмо.
С точки зрения культурного и социального статуса вербальные средства общения могут быть литературными и не литературными.
Главный признак литературной формы языкового общения — устойчивые формы. Не литературные формы общения — это просторечие, территориальный диалект, нецензурные выражения. Вербальные средства общения применяются в двух формах — устной (звучащая речь) и письменной.
Невербальные средства общения — это позы, мимика, расположение тела в пространстве, взгляд, жесты, являющиеся средством передачи информации.
Невербальные средства общения представляют наибольший интерес для психологии общения.
Основные невербальные средства общения:
• кинестика — внешнее проявление эмоций и чувств;
• такесика — различного рода прикосновения;
• проксемика — установка зоны комфортного общения;
• экстралингвистика — паузы и различные звуковые проявления (смех, кашель, громкий вздох, плач);
• просодика — тембр, скорость речи и т.д.
Кинестика в свою очередь включает в себя такие виды общения, как жестика, мимика, пантомимика.
Жесты — это движения головы и рук.
Среди множества жестов в разных культурах можно выделить общие:
• средства коммуникации — жесты приветствия или прощания, утвердительные, вопросительные или отрицательные жесты и т.д.;
• жесты для выражения отношения и оценки — доверия или недоверия, одобрения и т.д.;
• описательные жесты, применяемые только в контексте разговора.
Мимика — это движение лицевых мышц. Выделяется шесть основных эмоциональных состояний, выражаемых мимикой — радость, удивление, страх, печаль, гнев, отвращение.
Визуальный контакт с собеседником является не менее важным средством коммуникации. Взгляд, обращенный к говорящему, показывает заинтересованность в разговоре и помогает сосредоточиться на смысле сказанного.
Взгляд может быть:
• деловым — направлен на верхнюю часть лица собеседника (область лба);
• социальным — сконцентрирован в зоне между ртом и глазами, придает общению непринужденную атмосферу;
• интимным — направлен ниже лица — в область ключицы;
• взгляд искоса показывает заинтересованность (слегка поднятые брови и улыбка) или враждебность (лоб нахмурен, уголки губ опущены).
Пантомимика — это положение тела в пространстве и походка.
Походка человека может рассказать о его самочувствии, эмоциональном состоянии в данный момент, возрасте, чертах характера. У человека, испытывающего гнев или ярость, походка «тяжелая», а у радостного и счастливого человека - «легкая».
Уверенный в себе человек ходит быстро, размахивая при этом руками; критично настроенные и скрытые люди держат руки в карманах.
Если во время беседы человек скрещивает руки на груди или ноги, это может говорить о его закрытости, недоверии, критике. Он усвоит и воспримет не более двух третей предложенной ему информации. Чтобы вывести человека из такой позы, можно предложить ему что-либо подержать или посмотреть.
Когда
корпус тела, стопы и ладони направлены к собеседнику — это говорит о доверии, открытости, заинтересованности, психологическом комфорте. Чтобы добиться взаимопонимания в процессе общения, рекомендуется «отзеркаливать» положение тела вашего собеседника, т. е. копировать его позу.
В зависимости от вида общения, степени близости собеседников, их статуса в процессе беседы могут использоваться различные прикосновения — поглаживания, объятия, рукопожатия, поцелуи.
Рукопожатие — это жест, используемый с древних времен. Сейчас он стал привычным проявлением вежливости, а ранее говорил об открытости и безоружности. Рукопожатие может быть равноправным, доминирующим или покорным.
Доминирующее рукопожатие (рука сверху) демонстрирует желание занять главенствующую позицию, а покорное, наоборот — отдать инициативу собеседнику.
Жест «перчатка» (рукопожатие двумя руками, обхватывая ладонь собеседника) говорит о честности и открытости, но использоваться может только между хорошо знакомыми людьми.
Рукопожатие прямой рукой или сжимание только кончиков пальцев говорит о том, что собеседник желает сохранить определенную дистанцию при общении.
Что касается зон эффективного общения, выделяются четыре основных:
• интимная (до 45 см) — для негромких доверительных разговоров. Внедрение в эту зону малознакомого человека вызывает ощущение угрозы;
• личная (до 120 см) — для общения с друзьями;
• социальная (до 400 см) — для официального общения, служебных переговоров, совещаний;
• публичная (от 400 см) — для публичных выступлений, лекций, митингов и т. д.
Речь можно отнести одновременно к вербальным и невербальным средствам общения.
Экстралингвистические и просодические средства помогают почувствовать эмоциональное состояние говорящего, нужно только внимательно наблюдать за скоростью речи и интонацией.
Общительные и уверенные в себе люди чаще меняют высоту голоса. Печаль и усталость можно различить в пониженных интонациях к концу предложения.
Взволнованный, обеспокоенный чем-либо человек обычно говорит быстро. Такая же речь свойственна тому, кто желает убедить нас в чем-то или уговорить.
Когда собеседник желает чем-то удивить, можно заметить сложность в подборе слов, их неоднократное повторение или неправильное произношение. Это может свидетельствовать и о попытке обмана.
Когда человек испытывает страх, его голос «садится», звучит приглушенно, так как голосовые связки напряжены.
Можно и наоборот, с помощью дыхания повлиять на эмоции — дышите медленно и глубоко, тогда настроение непроизвольно улучшится.
Все мы используем вербальные и
невербальные средства общения ежедневно, однако значительная часть информации (до 70%) воспринимается именно посредством эмоций и жестов.