Создание бизнес-плана — это обязательный этап успешного развития бизнеса.
Бизнес-план выполняет сразу несколько функций:
• создание бизнес-плана позволяет структурировать мысли, выделить важные детали, редактировать существующие и добавлять новые идеи;
• бизнес-план демонстрирует партнерам и коллегам четкие цели, в направлении которых необходимо двигаться всему коллективу;
• составить бизнес-план особенно необходимо в том случае, если вам требуется дополнительное финансирование. Инвесторам и кредиторам важно увидеть конкретные цифры и прогнозы, поэтому написать бизнес-план следует так, чтобы ваш проект смог заинтересовать их, но в то же время изучение его не отнимало много времени.
Как составить бизнес-план?
Существует два способа создания этого документа:
•
заказать составление бизнес-плана специалисту или агентству, которое на этом специализируется. Этот вариант позволит вам сэкономить свое время, но нанесет удар по бюджету (стоимость услуги 50-60 тыс. рублей). Необходимо учитывать и тот факт, что в агентстве бизнес-план составляется по готовым шаблонам, а это не самый подходящий вариант для привлечения инвесторов, так как такой документ не содержит финансовой информации о вашем проекте (предполагаемая прибыль, возможные расходы, конкурентные преимущества);
•
самостоятельно написать бизнес-план. Только вы знаете все о своем бизнесе — сфера деятельности, продукция или услуги, планируемые вложения и срок окупаемости, предполагаемая прибыль.
Конечно, вам придется приложить определенные усилия, чтобы самостоятельно написать бизнес-план, но зная принципа его составления, вы справитесь с поставленной задачей.
Содержание бизнес-плана должно быть приблизительно таким:
•
титульный лист с названием вашей организации, контактной информацией и оглавлением для быстрой навигации по документу;
•
резюме или введение — это документ, рекламирующий ваш проект. Тщательно продумайте этот раздел, перед тем
как написать бизнес-план. Цель составления бизнес-плана — получить поддержку потенциальных инвесторов, и резюме — это тот раздел, который подробнее всего изучают инвесторы. Укажите здесь размер кредита, его цель и предполагаемый срок погашения, гарантии, предполагаемый период получения первой прибыли;
•
обзор сферы рынка, в которой вы собираетесь работать — здесь должны быть указаны общие сведения о предприятии и основные направления деятельности. Чтобы
грамотно составить бизнес-план, в этом разделе укажите финансово-экономические показатели деятельности, структуру управления вашего предприятия, объем и специфика рынка, темпы его роста, предполагаемый штат сотрудников, а также перспективы развития;
•
обзор конкурентов — укажите существующие предприятия в вашей сфере деятельности, срок их существования на рынке, основные принципы работы, конкурентные возможности вашей продукции;
•
организационный раздел, в котором описывается работа руководящей группы в целом и конкретная роль каждого ее члена;
•
финансовый план. Прежде чем самостоятельно написать бизнес-план, необходимо учесть финансовые показатели и нормативы. В этом разделе приведите примерные значения затрат на производство продукции, расчет себестоимости, рассчитайте таблицу расходов и доходов, смету расходов на организацию проекта, ежемесячные затраты на оплату труда сотрудников, отчисления и взносы, аренду помещения;
•
гарантии и риски. Перед тем как написать бизнес-план, продумайте все возможные риски и форс-мажорные обстоятельства и укажите их в этом разделе. Здесь же следует предоставить гарантии возврата заемных денежных средств.
Внимательно изучите эту инструкцию перед тем,
как самостоятельно написать бизнес-план, а после его создания постоянно обращайтесь к этому документу, чтобы убедиться, что все идет в соответствии с планом.