В ведении бизнеса предприниматель часто становится пред дилеммой:
лидерство и менеджмент – что выбрать? Это совершенно нетождественные и разные понятия, каждое из которых имеет свою функцию и дополняет друг друга. Как правило, руководитель стремится наполнить коллектив и хорошими лидерами, и менеджерами. Но стремление объединить эти два качества в одном человеке, который будет занимать руководящую должность – нереально.
Лидеры и менеджеры – люди, имеющие разный психотип. И вот тогда и встает вопрос, лидерство и менеджмент – что выбрать?
Сегодня компании склонны наполнять свой коллектив менеджерами, которые хорошо будут выполнять поставленные перед ними задачи и будут избегать риска. Но для эффективной работы компании ей нужны и лидеры, которые будут генерировать интересные идеи.
Чем отличается лидер от менеджера
Менеджмент – это инструмент для управления сложными системами. В крупной компании он вносит организацию в ее разветвленную структуру, налаживает работу всех подразделений. В то же время лидерство призвано справляться с внезапными внешними или внутренними переменами.
То есть за менеджерами стоит пошаговое планирование работы компании, постановка целей на ближайший квартал, год. Лидер же определяет стратегию и имидж предприятия в целом. Менеджеры создают рабочие места и подбирают персонал, а лидеры – ищут партнеров для бизнеса. Менеджеры оценивают работу, анализируя факты, данные, находя закономерности. Лидеры занимаются тем, что мотивируют персонал на подвиги.
Вдохновлять или решать проблемы
Лидерство – это умение провести людей через изменившиеся обстоятельства. Определить правильный курс развития и мотивировать людей на его преодоление – вот чем должен заниматься лидер компании. Менеджер в это время постоянно сверяет направление курса с имеющимися показателями, контролирует работу сотрудников дисциплинарными методами.
Лидер компании вдохновляет, апеллируя к моральным установкам коллектива, вовлекая коллектив в обсуждение развития компании, поддерживает их в работе, налаживает неформальные коммуникации. Задача менеджера – поддержка формальных отношений.
Два психотипа
Менеджер всегда ищет, что можно было бы исправить и улучшить, чтобы работа шла эффективней. У него на вооружении всегда стоят терпение и трудолюбие. Образ лидера часто овеян мистицизмом. Мол, только особая личность может повести за собой других. На самом деле, лидера можно воспитать из человека с особым психотипом. Проблема в том, что и лидер, и менеджера трудно воспитывать в одной компании, так как их деятельность разнонаправленная, что может вносить сумятицу в работу.
Пути решения задач
Задача менеджера в любой ситуации найти компромисс, скоординировать работу различных структур, которые часто конфликтуют одна с другой. Задача лидера наоборот, найти как можно больше вариантов решений и суметь вдохновить других на подвиги, вызвать у них эмоциональный отклик. Соответственно, лидер всегда рискует. Это свойственно его особенностям личности. В то время как менеджер склонен к осторожности.
Контакт с окружающими
Люди менеджерского типа не могут работать в одиночку, им обязательно нужен коллектив. При этом они эмоционально от него отстранены, не способны понимать переживания других, они заняты только идеальным выполнением работы. Лидеры в общении с людьми проявляют участливость, сами вызывают у людей высокий эмоциональный отклик.
Я – личность
Существует мнение о наличии двух типов личности. Единожды рожденных – людей, которые умеют приспособиться к жизни, наладить комфорт, легко входят в гармонию с окружающим. Рожденные дважды, напротив, постоянно стремятся что-то изменить, найти эту самую гармонию с окружающими, чувствуют свою отстраненность от мира. Соответственно
менеджеры – это хранители порядка в определенной системе. Лидеры же в любой группе чувствуют себя отстраненными от нее.
Развитие личности идет по одному из двух жизненных путей:
1) социализация (менеджер);
2) саморазвитие, которое требует последующей социализации (лидер).
Поэтому менеджеры обычно имеют хорошо налаженные связи с людьми, а лидеры могут устанавливать и разрывать даже очень глубокие отношения. Но при этом лидер способен принести пользу компании, так как понимает самые глубокие переживания и мотивы покупателей. Поэтому воспитывая лидера, надо меньше внимания уделять схемам стратегиям, а больше работе, требующей воображения и мысленных экспериментов.
Как видим, нелегкая и неоднозначная дилемма
лидерство или менеджмент – что выбрать, зависит от потребностей организации.