Для генерации
новых идей или решения проблем часто используют
метод синектики (примеры). Его смысл заключается в поиске этих решений в сходных ситуациях, которые уже случались. Но
синектика – это все-таки многоплановый метод, в котором используются иногда несовместимые элементы.
Примером метода синектики можно назвать решение проблемы американской компанией Kellogg, которой надо было уменьшить упаковку для своих сухих завтраков, но при этом так, чтобы продукт не покрошился и не помялся. Решение нашлось в схожей ситуации – уборке осенних листьев. Когда упаковывается сухая листва, она ложится хаотично, оставляя много воздуха между листьями, которые крошатся. А если убирать ее после дождя, листья более гибкие, поэтому легко прессуются. С этой идеи и начались чипсы Принглс. Вот такая простая иллюстрация метода синектики.
Но
метод синектики применяется с максимальным успехом только специально подготовленными специалистами, которых обучает создатель метода – Уильям Гордон. Хотя каждый может ознакомиться с основными его положениями и применять в своей жизни. В этом смысле метод синектики разительно отличается от мозгового штурма, в котором моет принимать участие любой, даже неподготовленный человек. В нем также разрешено критиковать идеи, а главное – надо использовать различные аналогии и сравнения. Всего метод синектики использует четыре вида аналогий.
Четыре вида аналогий
1. Прямая, когда находится любое сходство ситуаций.
2. Символическая, когда проблема переосмысляется через метафоры или сравнения.
3. Субъективная или, как ее еще называют, личная. В этом случае метод синектики требует от исследователя перевоплотиться в предмет исследования или его часть, представить как он может функционировать, и что можно сделать, чтобы он функционировал лучше.
4. Фантастическая, когда предмет рассматривается в отрыве от своих особенностей вне существующих физических законов.
Если обобщить
метод синектики с этими четырьмя его видами, можно сказать, что есть нереальные и реальные аналогии, а также абстрактные и телесные.
Создание коллектива
Создание коллектива проходит такие фазы:
1. Отбор участников через специальные тесты. Участники должны быть эрудированны, иметь высокий уровень знаний в нескольких областях, желательно не смежных.
2. Обучение участников по специальным программам.
3. Внедрение участников в работу. Как правило, каждая компания направляет своих сотрудников на конкретно направленное обучение.
Метод синектики применяется в особых условиях работы:
• абстракция от проблем и задач;
• высказывать мнения надо сдержанно и не категорично;
• обсуждения должны быть непринужденными, обыгрывать ситуации;
• придерживаться рациональности.
Этапы метода синектики
Уильям Гордон описывает такие этапы:
• Раскрывается проблема в общем без подробностей.
• Проблема упрощается через дробление задач.
• Раскрывается понятие проблемы каждым участником.
• Ищутся аналогии и метафоры проблемы.
• Проблема переосмысливается, представляя знакомые вещи незнакомыми.
• Размышление над проблемой в новом состоянии ума, использование аналогий.
• Подбор лучшей аналогии и сверка ее с проблемой.
• Оформление аналогии в конкретное решение.
• Критическое осмысление решения.
Сегодня
метод синектики развился и немного упростился, но все так же помогает успешно решать сложные задачи.