На стоимость бизнеса, влияет финансовый результат, а так же мультипликатор, который представляет собой коэффициент, на который все инвесторы умножают показатель финансового характера, для того, чтобы рассчитать стоимость бизнеса, в этой статье, мы подробно остановимся на теме: «
Стоимость бизнеса и как увеличить цену бизнеса?».
Зачастую в качестве финансового показателя результативности бизнеса, используют EBITDA – это прибыль бизнеса до вычета налогов, процентных платежей и начисленной амортизации. Следовательно, стоимость бизнеса определяется по формуле:
EBITDA * мультипликатор
Необходимо помнить о том, что любая организация, имеет задолженности, поэтому для того, чтобы узнать стоимость бизнеса, нужно из рыночной стоимости, отнять размер долга организации.
Увеличить цену бизнеса, можно двумя методами:
• Повысить мультипликатор
• Сделать весомым финансовый результат (показатель EBITDA)
Увеличение финансового результата – это главная задача, каждого менеджера. Как правило, достигнуть этого помогают классические способы, к примеру рост бизнеса (путем поглощений или слияний), а так же увеличение его эффективности (внедрение новых методов производства, выпуск новых продуктов, модернизация).
Как увеличить цену бизнеса
На оценку бизнеса, влияют некоторые факторы:
•
Тип инвестора. Если мы говорим о инвестиционном фонде, то его главной задачей, является заработок. Он никогда вам не предложит рыночную цену, так как в данном случае, он не сможет приобрести прибыль. Если вашим покупателем, является конкурент, то он предложит высокую цену, потому что покупка ему нужна для роста собственного бизнеса, а не для продажи.
•
Количество претендентов. Если организация одновременно рассматривает несколько покупателей, то происходит эффект аукциона, цена будет увеличиваться. Если предложение единственное, то позиция инвестора становится намного сильнее, в результате чего, снижение цены во время переговоров практически исключено.
•
Прозрачность организации, а именно корпоративное управление и качество стратегии. Если ваша компания непонятна и непрозрачна для потенциальных покупателей, дисконт, который они могут потребовать, будет составлять примерно 50% от цены компании конкурента.
Акционеры и менеджеры, так же могут повлияют на прозрачность организации.
В данном случае, прозрачность включает в себя несколько составляющих:
• По МСФО аудированная отчетность.
• Простая юридическая структура (совет директоров, комитеты при них).
• Доступно изложенная стратегия развития, а так же соответствующая финансовая модель организации.
• Понятная система управления компанией.
• Квалифицированная команда менеджеров.
• Надежная и безопасная система внутреннего контроля, которая способна предотвратить злоупотребления со стороны акционеров и менеджеров.
Советы владельцам средних компаний, которые хотят продать бизнес или выйти на IPO:
• Подготовку следует начинать прямо сейчас. В организации, необходимо назначить менеджера проекта, именно будет координировать всю работу, а так же заниматься подготовкой к IPO.
• Повышение прозрачности организации – это возможность создать более современный бизнес, увеличить качество принятия решений, в результате, это приведет к увеличению мультипликатора и финансового результата.
• Постарайтесь улучшить переговорную позицию, привлекайте как можно больше потенциальных клиентов, так вы сможете организовать конкуренцию между ними.
Как увеличить цену бизнеса, при помощи мультипликатора и повышении финансового результата, мы подробно охарактеризовали в данной статье, привели несколько примеров, которые помогут добиться желаемого успеха.