Обобщив опыт самых успешных бизнесменов, можно сформулировать
золотые правила делового общения. Они просты и пригодны к применению в любой сфере жизни – ведь общаемся мы всегда и везде – при любых жизненных обстоятельствах.
Письменная речь, а в современных реалиях – общение через интернет, дает человеку редкую возможность сосредоточиться и как следует подумать, прежде чем высказаться. Научившись правильно формулировать мысли «на бумаге» (или на экране!), намного проще будет овладеть премудростями спонтанной устной речи в деловых переговорах.
Деловое общение в интернете также регулируется правилами делового этикета, так же как и общение «вживую». Можно выделить семь правил успешного делового общения.
Правило 1: Ведение деловых переговоров не стоит начинать с серьезных ключевых вопросов.
Когда после традиционного приветствия человек сразу начинает «грузить» собеседника деловыми предложениями, он воспринимается как агрессор. Но Вы ведь хотите взаимовыгодного и приятного сотрудничества, а не войны?
Попробуйте узнать человека поближе, расспросите его о том, что ему дорого, что его тревожит, о чем он мечтает, и, убедившись, что Ваш товар или услуга могут ему помочь – смело озвучивайте свое предложение! В таком контексте оно будет воспринято с благодарностью, а не с подозрением и
деловые переговоры увенчаются успехом. Чтобы много получить, сначала надо много отдать – времени, душевных и физических сил, эмоций, не забывайте об этом!
Правило 2: Если у Вас не спрашивают совета – не советуйте!
Пережив какие-либо трудности и добившись успеха, человек склонен «причинять добро» и давать полезные советы всем, кто только в начале аналогичного пути. Это неправильно! Мало кто умеет без раздражения воспринимать чужой опыт, особенно подаваемый в безапелляционной форме. Да и не факт, что решение, ставшее идеальным для Вас, пригодится кому-то еще – люди разные и проблемы они решают миллионом различных способов.
Правила делового общения одобряют мягкую и ненавязчивую помощь - лучше продемонстрировать свою компетентность на деле, а не самоутверждаться, давая непрошенные советы.
Правило 3. Не используйте прямых вопросов!
Задавая прямые однозначные вопросы, легко поставить своего собеседника в неловкое положение. Вопросы о способах зарабатывания на жизнь, размере зарплаты и т.п. также бестактны, как вопрос о возрасте, адресованный девушке. Для того, чтобы партнер принял решение поделиться с Вами своими проблемами и трудностями – не лезьте к нему в душу. По крайней мере, раньше времени.
Правило 4. Позвольте собеседнику подумать самому.
Даже если Вы точно уверены, что знаете оптимальный путь решения проблемы, не стоит высказывать свое превосходство. Постарайтесь в деловом общении незаметно подвести собеседника к нужной мысли, иллюзия самостоятельного решения очень тешит самолюбие. В этой Вам помогут фразы вроде: «
А что Вы думаете об этом?», «
А как по-Вашему?», «
Что Вы скажете о таком варианте?». Приняв решение, стоит обсудить его достоинства и недостатки.
Правило 5. Позвольте другим задавать тему разговора.
Придерживаясь в деловом общении первых четырех правил, можно быть уверенным в том, что человек в беседе обязательно сам озвучит Вам свои затруднения. Людям свойственно обсуждать свои тревоги и проблемы с теми, кто сочувственно к ним относится, однако, в большинстве случаев, от прямых предложений помощи они отказываются. Задача профессионала – подготовить почву для того, чтобы человек сам принял Ваше
деловое предложение как оптимальное для решения своих задач.
Правило 6. Пользуйтесь словами-замками!
Обилие информации обескураживает практически любого человека, поэтому никогда не вываливайте на собеседника всех подробностей Вашего делового предложения. Если Вы начали действовать слишком напористо, можно сбавить обороты и закрепить успех следующими словесными конструкциями: «
Ведь так?», «
Вы согласны?». Таким образом, Вы вовлекаете человека в диалог, но не теряете контроля за беседой. Это идеальным образом отвечает правилам делового общения.
Правило 7. Юмор никогда не лишний!
Умение развлечь собеседника и изящно разрядить излишнее напряжение –признак профессионализма. Можно рассказать свежий актуальный анекдот или перевести неловкость в шутку – овладейте этим умением и прослывете очень комфортным собеседником.
Также, решая любые серьезные задачи, очень важно уметь расслабляться и периодически переводить беседу на более приятные отвлеченные темы. Конечно, мастерство приходит с опытом. Нужно постоянно работать над собой, читать разнообразную литературу, ну и, конечно, соблюдать
золотые правила делового общения.